К гусенице с помощью петли. | С помощью установки запасных траков. |
К пальцам траков гусеницы |
С помощью клина | К гусенице тросами и двумя пальцами. | С помощью рымов и троса. |
Крепление бревна для самовытаскивания танка. |
Танк Т-34-85 выходит из болота с помощью бревна, закрепленного за гусеницы тросами. 1944 г. |
На борту этой СУ-76М закреплены три бревна. |
Большую помощь войскам оказал и предложенный Кравцевым способ самовытаскивания танков с помощью бревна (бруса), внедренный им в середине 1930-х гг.1 И хотя для этого экипаж вынужден был покидать машину и действовать по пояс в грязи, а зачастую и под огнем противника, данный способ оказался очень простым, не требовал вынесенных объектов закрепления и практически сразу был высоко оценен танкистами. Самовытаскивание танков и самоходных установок в годы Великой Отечественной войны производилось уже с помощью одного или двух бревен (брусьев, труб и т.д.), а порой и связки из нескольких (меньшего сечения). Диаметр бревна (бревен) как правило составлял 200—250 мм, а его длина превышала ширину танка на 1 м. Бревна стали постоянно перевозиться на танках, действующих в болотистой местности, как табельное имущество. Крепление бревен к тракам гусениц осуществлялось различными способами: с помощью костыля-упора (бывшего клыка), петли из троса (цепей), петли из троса и пальцем, рымами и тросом, петель из троса с двумя пальцами, траком с вырезом в гребне (для танков Т-34), двумя траками [4]. Бревна также стали частично выполнять функции импровизированных экранов, повышающих живучесть машин.
Экипаж застрявшей СУ-76М закрепляет на машине бревно для самовытаскивания.
А.Ф. Кравцев внес весомый вклад в обеспечение превосходства советских танков по проходимости над лучшими зарубежными аналогами. Толковые, инициативные и самостоятельные выступления Кравцева на самом высоком уровне иногда шли в разрез с технической политикой, проводимой АБТУ, а иногда добавляли «головную боль» военному командованию и конструкторам новых танков.
Так, например, Ж.Я. Котин вспоминал: «Родился торсион после одного из предварительных обсуждений KB в Политбюро. Один из представителей Автобронетанкового управления, А.Ф. Кравцев вдруг обратил внимание членов Политбюро:
— Надо же защитить ходовую часть. Пусть конструкторы предусмотрят фальшборты.
И это было понятно ... Но у нас опять, как когда-то после снятия башни с СМК, изменялся вес. Фальшборт - это стальная юбка вдоль катков, с немалым весом.
Я вернулся к коллегам и прямо сказал в КБ:
«АБТУ опять нам «поросенка» подложило! Надо защищать ходовую часть».
Один из конструкторов тогда сказал:
— А давайте уберем крупповскую пружинную подвеску и поставим торсионную подвеску! А ее защищает уже корпус...» [5]
Получалось так, что молодой офицер, прослуживший в АБТУ всего два года, сам генерировал и реализовывал большое количество остро необходимых идей и был с лучшей стороны известен И.В. Сталину. Уже в марте 1940 г. Анатолия Федоровича командировали в счет «1000»2 в Народный комиссариат Среднего машиностроения (НКСМ) СССР на должность начальника танкового отделения военного отдела (с июля 1940 г. он был назначен заместителем начальника военного отдела). В январе 1941 г. Кравцев возглавил танковый отдел НАТИ и в этом же месяце стал заместителем директора этого института.
В период службы в НКСМ и НАТИ по инициативе и под руководством А.Ф. Кравцева была проделана большая работа. Разнообразие тем, которыми занимался Анатолий Федорович в 1941 г., поражает. Перечислим лишь некоторые из них:
- танковые воздухоочистители для танков Т-34 и KB;
- самоходная артиллерийская установка на шасси ГАЗ-ААА;
- самоходная артиллерийская установка на шасси М-1;
- гусеничная пулеметная самоходная установка;
- самоходная пулеметная колесная бронированная машина;
- танковый огнемет;
- огнемет-фугас;
- танковый дымовой прибор.
1 Необходимо заметить, что предложенный Кравцевым способ самовытаскивания с помощью бревна стал новым только в нашей стране. Такая идея впервые была реализована на английских танках Mk lV
и французских FT-17 еще в годы Первой мировой войны. Но, вероятно из-за недостаточного изучения ее опыта в Советской России, Кравцеву пришлось самостоятельно изобретать и внедрять данный способ со своими оригинальными особенностями.
2 В 1920— 1940-х гг. в СССР для улучшения работы государственных структур отраслей народного хозяйства использовалась практика «вливания» партийных кадров. На ключевые должности переводились и назначались тысячи ответственных и активных членов ВКП(б), которых называли «парттысячниками». К числу «парттысячников» относились М.И. Кошкин — главный конструктор танка Т-34 и В.А. Малышев — впоследствии нарком танковой промышленности, а также многие другие.