К. Янбеков
Использованы фото из архива В.А. Кравцевой, М.В. Павлова и автора
Автор и редакция выражают глубокую благодарность В.А. Кравцевой, О.В. Янбековой, И.И. Диановой, А.А. Малышеву, И.Л. Курбале, Н.А. Верглинской, С.В. Малина, В.А. Белозерову и Д.В. Зуеву за неоценимую помощь, оказанную при подготовке статьи.
23 декабря 2011 г. исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося советского военного изобретателя и инженера-конструктора, лауреата Сталинской (Государственной) премии, Заслуженного изобретателя РСФСР, кандидата технических наук Анатолия Федоровича Кравцева. Благодаря своему таланту и неуемной энергии за свою жизнь ему удалось реализовать и внедрить большое количество изобретений. Совместно с собранным им коллективом единомышленников им создан фундамент послевоенной советской и российской техники Инженерных войск. А.Ф. Кравцев всегда активно участвовал в ходе учебной и боевой подготовки войск, при этом замечал самые острые проблемы, разрабатывал, реализовывал и, зачастую преодолевая большие трудности, успешно внедрял средства их решения.
Созданные им образцы положили начало целым классам отечественной техники, которые продолжают нести службу и в настоящее время. Конечно, в одной статье сложно представить все технические средства различного назначения, созданные А.Ф. Кравцевым. По различным оценкам, более 20 из них широко применялись во время Великой Отечественной войны и были приняты на вооружение Советской Армии, производились в больших количествах промышленностью. Многие его машины и другие конструкции выполнялись на уровне лучших мировых образцов-аналогов того времени, зачастую превосходя их по своим характеристикам, в больших количествах поставлялись за границу дружественным государствам и, в конечном итоге, распространились по всему миру.
Анатолий Федорович Кравцев родился 23 декабря 1911 г. на ст. Кинель Куйбышевской области. Мать Анатолия, Александра Ивановна, была домохозяйкой и воспитывала троих детей, а его отец, Кравцев Федор Васильевич, работал агрономом в Кинельском сельскохозяйственном училище, которое в 1919 г. было реорганизовано в Самарский сельскохозяйственный институт. При институте функционировали учебная ферма и станция сельскохозяйственных машин. Анатолий Кравцев хорошо учился, проявляя особый интерес к математике и физике, но наряду с учебой живо интересовался техникой. Много времени он проводил на станции проката сельскохозяйственных машин, помогая механикам в работе, а в свои 15 лет уже трудился трактористом в совхозе на ст. Кинель Куйбышевской области. Однажды, при заводке трактора, Анатолию обратной отдачей вывихнуло руку. Было больно и досадно, захотелось немедленно решить вопрос, как устранить обратную отдачу заводной рукоятки. В технической литературе Кравцев нашел предложение американского инженера, которое уменьшало силу отдачи на 25%. Тем не менее Кравцев придумал свое приспособление и испытал его на тракторе.
Тяга к технике, желание ее совершенствования, любопытство привели к тому, что Анатолий стал разрабатывать и изготавливать свои, оригинальные приспособления и устройства.
В тот период Анатолий Кравцев подал свои первые «заявочные» документы (как тогда назывались изобретательские документы, свидетельства №66294, №13986, №75920, №78103 и др.). Наибольший интерес представляло устройство для регулирования напряжения динамо-машины, обслуживающей электрическое оборудование трактора или автомобиля (заявочное свидетельство №25006 приоритет от 29 июля 1930 г.). Существующие в то время системы электрооборудования на тракторах не позволяли иметь постоянное напряжение при различных режимах его работы. Кравцев предложил устройство, которое давало возможность автоматически регулировать напряжение динамо-машины в системе электрооборудования трактора при любых эксплуатационных оборотах двигателя. Образцы изготовленных по его чертежам устройств были установлены на тракторах совхоза и успешно эксплуатировались [1].
В 1929 г. Кравцев закончил среднюю школу. Конечно же, «самородок» не остался незамеченным, и его как лучшего изобретателя направили на учебу в институт. Бюро содействия изобретательству Средневолжского краевого Совета народного хозяйства выдало ему письмо-справку, которое свидетельствовало о том, что он «.. .работает в области усовершенствования двигателей внутреннего сгорания, и Бюро Содействия Изобретательству Крайсовнархоза просит оказать содействие в поступлении его, как молодого изобретателя для повышения технических знаний на автомобильный факультет». В 1929 г. Анатолий Кравцев поступил в московский Автотракторный институт. В1932 г. он закончил учебу в институте и был принят в Военную академию механизации и моторизации РККА им. Сталина.
А.Ф. Кравцев в период обучения в ВАММ РККА им. Сталина и службы в ОКДВА.
Слушатель А.Ф. Кравцев учился с большим интересом и активно занимался техническим творчеством. Для дипломного проекта в академии он взялся сконструировать танк с электрической передачей и автоматическим управлением. В благополучный исход этого диплома не верили даже профессора.
— Вы, батенька мой, на этом проекте сломаете себе шею, - предупреждал профессор Чудаков, на трудах которого учились шоферы и инженеры всей страны. Но Кравцев проект разработал и защитил его на «отлично» [1]. Газета академии «Сталинец» (16.02.1934 г. №8 (69)) писала: «...Среди работ выполненных к XVI годовщине РККА особого внимания заслуживает работа слушателя ВАММ им. т. Сталина, т. Кравцева, дающая возможность разработки новейшей конструкции бронемашин» [2].