Мостоукладочная машина без пролетного строения (моста).
Мостоукладчик К-95 с деревянным пролетным строением (мостом).
Мостоукладчик отъезжал до момента соскальзывания концов колей с задней опорной трубы рычагов на грунт; рычаги опускались в исходное положение, а на пролетном строении снимались шаровые захваты поперечной балки и поднимались ориентирующие вешки. Пролетное строение было полностью готово к проезду техники.
Установка (укладка) двух- и трехпролетных мостов производилась аналогичным образом, с той лишь разницей, что первое пролетное строение выкладывалось с края препятствия на промежуточную опору, а последующие пролетные строения устанавливались с уже уложенных пролетных строений.
Укладка деревянного пролетного строения производилась проще, так как оно не раздвигалось и не раскрывалось, задние опоры не опускались, и весь процесс наводки сводился к подъему пролетного строения на рычагах и к последующему опусканию его на препятствие.
Для снятия табельного моста мостоукладочная машина задним ходом подъезжала к пролетному строению, уложенному на препятствие. Рычаги устанавливались вертикально. Колеи поднимались так, чтобы их опорные части находились напротив задней трубы рычагов. Продвижением мостоукладчика назад, до упора задней трубы рычагов в концы колей, создавалась опора концов пролетного строения на рычагах. После этого шаровые захваты поперечной балки устанавливались в гнезда, расположенные в средних частях колей.
Затем с помощью лебедки колеи пролетного строения поднимались и одновременно складывались. Далее подтягивались рычаги (со сложенным пролетным строением) — до тех пор, пока они не начинали опускаться под собственным весом. После остановки рычагов с мостом колеи сдвигались, а замки крепления фиксировались в транспортном положении.
Аналогичным образом снималось и деревянное пролетное строение. Перед взятием деревянного пролетного строения требовалось опустить трубчатый подкос для упора рычагов в раму автомашины, с целью движения в транспортном положении3.
Испытания. Первые итоги
В соответствии с приказом №00140 от 13 сентября 1952 г. по ОКБ ИВ СА комиссия под председательством начальника первого отдела КБ-1 инженер-полковника К.Г. Проконичева (заместитель председателя комиссии — подполковник Ф.А. Богомолов) провела заводские испытания экспериментального образца мостоукладчика К-95. Они осуществлялись по программе, утвержденной начальником и главным конструктором Особого конструкторского бюро ИВ СА инженер-полковником А.Ф. Кравцевым.
Общие виды мостоукладчика К-95 с пролетными строениями из подручных материалов. Варианты 1952 г.
3 Акт по заводским испытаниям экспериментального образца мостоукладчика «ВКМ» на базе автомобиля ЗИС-151. -НИИИ им. Д.М. Карбышева, 1952.-37с.