Возимый колейный мост на автомобиле ЗИС-151 в варианте со сложенными по длине колеями. Проект 1950 г.
На концах колей были расположены:
- шпоры, препятствовавшие перемещению моста в продольном и поперечном направлениях;
- кронштейны для установки аванбеков с различными углами наклона в вертикальной плоскости.
Настилочные доски толщиной 5 см, шириной 20 см и длиной 1,15м прикреплялись к поясам балок болтами.
Съемные колесоотбои изготавливались из листовой стали толщиной 3 мм. В транспортном положении они крепились на внешних сторонах моста.
В ходе разработки конструкции ВКМ были рассмотрены два варианта перевозки пролетного строения: первый вариант — на автомобильном шасси ЗИС-151 со сложенными по длине колеями; второй — на автомобильном шасси ЗИС-151 с полуприцепом типа 1-АПР-5 грузоподъемностью 3 т, предусматривающим перевозку пролетного строения в раскрытом виде.
Для обеспечения транспортного габарита по ширине 2700 мм в обоих вариантах пролетное строение должно было перевозиться со сдвинутыми колеями.
И хотя оба варианта имели свои преимущества и недостатки, для дальнейшей проработки в реальном образце был принят вариант со сложенными по длине колеями.
Для обеспечения монтажа шасси ЗИС-151 оснащалось: передней опорно-раздвижной рамой, промежуточной рамой и задней опорно-раздвижной рамой; ручной червячной двухбарабанной лебедкой; автомобильной двухбарабанной лебедкой для надвижки пролетного строения с буферными кронштейнами с целью разводки ее тяговых тросов; монтажной стрелой.
Принятый вариант обеспечивал укладку (монтаж) пролетного строения двумя способами: надвижкой с помощью состоявшего из двух ветвей, располагаемых по внешним сторонам колей моста аванбека, и комбинированным способом, сочетающим надвижку с навеской. Однако в процессе создания экспериментального образца от укладки пролетного строения с помощью аванбека отказались.
Передняя опорно-раздвижная рама состояла из следующих элементов:
- трубчатой траверсы с роликами, одетыми на трубу и имеющими возможность вращения относительно трубы, а также перемещения вдоль траверсы;
- стоек для прикрепления траверсы к лонжеронам автомобиля.
Основными элементами задней опорно-раздвижной рамы являлись:
- трубчатая траверса с роликами, одетыми на трубу и имеющими возможность вращения относительно трубы, а также перемещения вдоль траверсы. На трубе траверсы были смонтированы рычаги раздвижки колей из транспортного положения в рабочее и обратно;
- стойки с винтовым устройством, предназначенным для поднятия и опускания траверсы вместе с пролетным строением при укладке его на преграду с высоким противоположным берегом, обеспечивающие высоту подъема 300 мм.
Возимый колейный мост ВКМ в транспортном положении.