К. Янбеков
Использованы фото из архивов М.В. Павлова и автора
Автор выражает благодарность за помощь в подготовке статьи А.В. Широкову, И.И. Дановой, О.В. Янбековой, С.В. Малине.
В 1950-е гг. Опытное конструкторское бюро Инженерных войск Советской Армии под руководством А.Ф. Кравцева приступило к созданию специализированных колесных мостоукладчиков. Впоследствии этот богатый опыт был использован при разработке мостоукладчиков семейства ТММ, которые широко используются в нашей стране и сейчас, а их копии и аналоги применяются во многих странах.
Предыстория
Впервые в Российской империи(вероятнее всего, и в мире) идея создания автомобильного средства (бронеавтомобиля), обеспечивающего преодоление преград путем использования специального штатного моста*, была предложена подъесаулом 7-го Сибирского казачьего полка князем М.А. Накашидзе во время Русско-японской войны 1904—1905 гг. В разработанных им требованиях к бронированному автомобилю, наряду с прочими, говорилось: «Он должен быть снабжен прибором для разрыва проволочных заграждений и откидным мостиком для переезда через рвы...»
В 1905—1906 гг. под руководством М.А. Накашидзе бронеавтомобиль изготовила французская фирма «Шаррон, Жирардо, Вуа» (Charron, Giarardot, Voigt). Машина имела закрепленные по обоим бортам на кронштейнах переносные желобообразные мостовые колеи. На вертикальных стенках (колесоотбоях) их окончаний для удобства переноски и ручной укладки на препятствие (канаву, окоп и т.д.) имелись расточные отверстия. С внутренних сторон, на вертикальных стенках каждой из колей, параллельно, были закреплены соединительные тяги (на каждой колее по одной тяге). При этом один конец тяги закреплялся шарнирно, а второй — фиксатором. После установки колей на преграду тяги расфиксировались и поворачивались на 90°, навстречу друг другу. Далее каждая из тяг шарнирно фиксировалась на противоположной колее. Снятие с машины, укладка колей на преграду и соединение их тягами экипажем из четырех человек осуществлялось за 2—3 мин. Длина колей (2,2 м) обеспечивала преодоление преград шириной до 1,8 м.
К моменту окончания изготовления бронеавтомобиля Россия уже заключила Портсмутский мир с Японией, поэтому испытать машину в боевых условиях не удалось. Летом 1906 г. бронеавтомобиль принимал участие в Красносельских маневрах, а в следующем году состоялись его всесторонние испытания в Ораниенбауме на оружейном полигоне при Офицерской стрелковой школе. Уже в самом начале стало ясно, что одним из основных преимуществ автомобильного средства, обеспечивающего преодоление преград путем укладки моста, является высокая скорость передвижения [1,2].
Бронеавтомобиль, изготовленный французской фирмой «Шаррон, Жирардо, Вуа» по техническим требованиям М.А. Накашидзе. Соединительные тяги (межколейные связи) показаны стрелкой.
Но недостаточное понимание высшим командованием перспективы использования нового средства, низкая проходимость бронеавтомобиля и трагическая гибель Накашидзе не позволили продолжить дальнейшее совершенствование машины.
Однако колесные бронемашины, оснащенные специальными мостами для преодоления канав и нешироких рвов, активно строились за рубежом. К ним можно отнести следующие бронеавтомобили: «Лейланд» S3 (Великобритания); «Уайт» модель 1917 г. (Франция); «Кросслей» D2E1 (Великобритания); «Виккерс-Кросслей» модель 1929 г. (Великобритания); «Виккерс-Гай» модель 1929 г. (Великобритания); 2593 «Сумида» (Япония); «Моррис» (Великобритания); DAF М-39 (Нидерланды); Мк I, Mk II, Mk III, Mk IV и Mk IVF (Южно-Африканский Союз); «Линкс» (Канада).
Реконструкция установленных на преграде мостовых колей, объединенных соединительными тягами (межколейными связями).
* Справедливости ради, необходимо отметить, что в значительной мере в «доавтомобильную» эпоху аналогами колесных средств, обеспечивающих преодоление преград путем укладки специального штатного моста в боевых условиях, являлись и «крытые лестницы на передвижной колесной платформе» античности, и осадные башни средневековья, и «крытые тележки для атаки вражеских укреплений» Леонардо Да Винчи.