Оглавление

InPtlWW2107.jpg InPtlWW2109.jpg

Тяжелый минный тральщик фирмы «Алкетт», ставший трофеем советских войск.

Наиболее любопытными германскими разработками самоходных тралов стали высококолесные экипажные бронемашины. Они создавались фирмами «Крупп», «Даймлер-Бенц» и «Алкетт» по заказу, выданному Управлением вооружений в сентябре 1940 г. В основу легла идея машины на стальных колесах большого диаметра, которые обеспечивали бы одновременно достаточную подвижность, надежный подрыв противотанковых и противопехотных мин с нажимными взрывателями и устойчивость к взрыву — за счет прочности и формы колес и корпуса, введения разрушающихся (деформируемых) элементов, массы и высокого клиренса машины. К бронированию предъявлялись требования защиты от бронебойных пуль нормального калибра. Известны два опытных образца, именуемые обычно «тяжелыми минными тральщиками» (Schwere Minenraumfahrzeug) и выполненные по разным конструктивным схемам.

Конструкторы фирмы «Крупп» представили «минный тральщик» Krupp Raumer-S (буква «S» означала Selbstantrieb — «самоходный») в виде двухзвенной полноприводной машины с шарнирно сочлененными (почти симметричными) звеньями. Машину разработали осенью 1942 г. и полностью собрали в 1944 г. Каждое звено Krupp Raumer-S включало бронекорпус с отделением управления и силовым отделением и два стальных колеса. В силовом отделении устанавливался карбюраторный двигатель «Майбах» HL90P мощностью 360 л.с. Каждое колесо имело диаметр 2,7 м и ширину обода 530 мм, по ободу крепились толстые массивные резиновые подушки. Отделение управление вынесли вперед относительно колеса и подняли высоко над грунтом. Вместе с динамическим ходом колеса это должно было способствовать взрывоустойчивости, а пружинная подвеска сидений с гидравлическими амортизаторами — уменьшить ударные перегрузки, воздействующие на экипаж.

InPtlWW2103.jpg InPtlWW2105.jpg
InPtlWW2106.jpg
Опытный «тяжелый минный тральщик» Raumer-S фирмы «Крупп», захваченный американскими войсками. Общий вид Raumer-S фирмы «Крупп».

Разница между звеньями заключалась в ширине колеи: у переднего звена она была больше, чем у задней, что должно было увеличить ширину протраливаемой полосы. Соответственно, ширина передней секции составила 3,27 м, задней — 2,6 м. Масса Krupp Raumer-S достигала 130 т (по другим данным, 110 т), общая длина — 15,63 м, высота — 2,93 м. Скорость хода не превышала 25 км/ч, а скорость траления должна была составлять 4-8 км/ч. Шарнирное соединение и гидравлические приводы, установленные между звеньями, обеспечивали их взаимный поворот в пределах ±22°, чем и обеспечивался поворот машины. Двухзвенная конструкция, независимый привод колес и схема «челнока» с двумя отделениями управления призваны были улучшить проходимость гиганта (идея шарнирно сочлененных полноприводных высококолесных машин к тому времени была хорошо известна).

В связи с бомбардировками союзной авиацией Эссена сборку «тральщика» фирма «Крупп» перенесла в другой район и 10 августа 1944 г. продемонстрировала почти готовый экземпляр представителям Управления вооружений в Хиллерслебен, однако затем постоянно откладывала срок его сдачи. Единственный построенный экземпляр в 1945 г. был захвачен американскими войсками на испытательном стенде в Хиллерслебен.

InPtlWW2108.jpg

Германский «имперский» патент №715670 был выдан в 1942 г. Альфреду Коппишу на устройство «шагающих колес» для гражданских тракторов. Однако этот тип колеса использован в «тяжелом минном тральщике» фирмы «Алкетт».

Опытный экземпляр, построенный фирмой «Алкетт» в августе 1942 г. и известный как Alkett-Raumgerat, представлял собой трехколесную машину с двумя передними приводными колесами и поворотным задним колесом. Ведущие колеса диаметром 2,5 м приводились во вращение от карбюраторного двигателя «Майбах» HL120 мощностью 300 л.с., установленного в кормовой части корпуса, через механическую трансмиссию. Трансмиссия включала главный фрикцион, гитару, коробку передач с демультипликатором (обеспечивала восемь скоростей хода вперед и две назад), главную, две промежуточные и две бортовые передачи.

Машина несколько раз переделывалась, получив, в конце концов, «шагающие колеса» со сменными башмаками. На обод диска колеса надевалась шарнирная цепь типа цепи Галля, звенья которой своими гребнями входили в выемки обода; к звеньям, в свою очередь, шарнирно крепились десять литых стальных башмаков, непосредственно взаимодействующих с грунтом (опорная поверхность башмака — 630x630 мм). Благодаря такой конструкции на грунте постоянно находилось два-три башмака каждого колеса. Устройство «башмачного пояса» соответствовало патенту доктора А. Коппиша от 1942 г. (хотя подобную конструкцию «шагающего колеса», правда, более сложную, еще в 1900 г. запатентовал британский инженер Б. Диплок). Башмак, разрушенный взрывом мины, предполагалось заменять в полевых условиях. Повороты осуществлялись хвостовым «шагающим» колесом диаметром 1,9 м (с десятью башмаками меньшего размера; опорная поверхность башмака — 630x135 мм), установленным на массивной поворотной вилке.

Два члена экипажа располагались в нависавшем спереди отделении управления. Толщина брони сварного корпуса составляла 40-20 мм, наибольшую толщину имели днище и нижний лобовой лист корпуса. Днище было выполнено двойным: внешний лист толщиной 40 мм имел V-образную форму, над ним располагался внутренний плоский 20-мм лист, служивший опорой для монтажа двигателя и агрегатов трансмиссии. Промежуток между двумя листами был заполнен ячеистым каркасом. Механик-водитель использовал для поворота штурвал; поворот вилки рулевого колеса производился за счет отбора мощности от гитары трансмиссии (через редуктор и две червячные пары) с помощью стальных цепей, выходивших из корпуса наружу. Ведущие колеса снабжались ленточными тормозами.

Оглавление