Оглавление

InPtlWW2100.jpg InPtlWW2104.jpg 
Опытный танк-тральщик «Миненраумпанцер» III, выполненный на основе среднего танка Pz.Kpfw. III. Видны рамы установки каткового противоминного трала и противовеса. Испытание колейного каткового противоминного трала на среднем танке Pz.Kpfw. IV Ausf С (Pz. Mineraumgerat IV).

Тот же 5-й отдел Управления вооружений 2 апреля 1940 г. выдвинул требования к комплекту навесного миноискателя и противоминного трала, который предполагалось крепить на танк или бронированную разведывательную машину. Заказ получили две фирмы в Аахене — «Ваггонфабрик Талбот» и «Дойче Валво Рорен». В качестве «носителя» выбрали шасси легкого танка Pz.Kpfw. I (танки этого типа вскоре начали выводить из боевых подразделений и «переводить» на решение специальных задач). Миноискатель с шириной захвата 3,576 м предполагалось вынести на 4,1 м впереди машины. Для расчистки прохода машина должна была буксировать за собой и укладывать на минное поле сеть из детонирующего шнура (ширина сети — 2,2 м, длина — 5 м). Шасси Pz.Kpfw. I оказалось слабовато для передвижения такого комплекта, поэтому планировалось заменить его на Pz.Kpfw. 38(t), т.е. чешский LT-38. Известно, что работы еще продолжались в середине 1942 г., но также не привели к положительному результату.

В мае 1940 г. «Ваггонфабрик Талбот» получила заказ на другой вариант «взрывного ковра» (Sprengteppichen). Теперь сетка из детонирующего шнура, имевшая длину 21 м и ширину 3 м, сматывалась со специального приспособления, крепившегося к танку (возможно, Pz.Kpfw. II), и подрывалась электродетонатором изнутри машины с замедлением, необходимым для ее безопасного отхода. Испытания показали необходимость переделки электрической схемы, но и эти работы не вошли в число приоритетных и были остановлены. Любопытно, что в 1942 г. британская «Метрополитен-Виккерс Электрикал Компани Лтд» предложила похожий взрывной способ траления — сеть из детонирующего шнура «Кордтекс», буксируемую дистанционно управляемой машиной. Но эта схема осталась на уровне патента.

Под явным влиянием сведений о применении британскими войсками бойковых противоминных тралов Управление вооружений инициировало собственные разработки трала такого типа. На запрос 5-го отдела Управления, адресованный фирме «Крупп» о разработке бойкового трала в августе 1944 г., представители фирмы сослались на неудачи испытаний «молотильных» тралов, проводившихся ранее в Германии и, что не менее интересно, во Франции. Тем не менее 30 марта 1945 г. 6-й отдел Управления вооружений (занимавшийся бронетанковой техникой и средствами моторизации) сообщал о результатах испытаний бойкового трала в Куммерсдорфе и о необходимости усилить привод ротора и цепи бойков (как видим, перед германскими разработчиками встали те же проблемы, что ранее перед их британскими «коллегами»). Предполагалось, что трал должен был монтироваться на танке Pz.Kpfw. V «Пантера», но испытания трала на этом шасси не проводились.

InPtlWW2101.jpg

Испытания опытных катковых противоминных тралов на шасси танка Pz.Kpfw. II.

InPtlWW2102.jpg

Германский «имперский» патент №7156047, выданный фирме «Гебрудер Эберхардт» в 1941 г. на плуг, может дать представление о направлении разработки ножевого противоминного трала по заказу Управления вооружений.

Оглавление