Оглавление

InPtlWW2092.jpg

Американские саперы и танкисты монтируют катковый трал Т1ЕЗ на танк М4А3. Бельгия, январь 1945 г. Катковые тралы к этому времени оказались весьма кстати, поскольку немцы активно минировали дороги при отступлении.

В 1943 г. в США испытали британский способ установки впереди танка М4 удлиненных зарядов «Снэйк» (собираемых из звеньев так называемых «Бангалорских торпед» — трубчатых секций длиной около 5 м, заполненных бризантным ВВ). Заряд собирался саперами вручную из секций, заключенных в металлические трубы, буксировался танком волоком к минному заграждению, после чего отцеплялся от кормовой части танка. Затем танк заходил с хвостовой части заряда, зацеплял его и проталкивал по земле впереди себя. Подрыв заряда производился обстрелом из пулемета установленного в его хвостовой части взрывателя. При подрыве заряд образовывал в минном поле проход, размеры которого зависели от длины заряда и количества взрывчатого вещества на погонный метр.

Американцы, хотя и разработали за время войны два варианта заряда типа «Снэйк», надвигаемых на заграждение танком (М2 и М3), применяли этот способ очень мало. А вот сами британцы испытали с танком «Шерман» 500-ярдовый (около 455 м) удлиненный подрывной заряд «Тэйпворм» («ленточный червь»). Заряд, заключенный в шланг диаметром около 76 мм, доставлялся на край минного поля в прицепе за танком, оснащенным Катковым тралом CIRD. Трал CIRD обеспечивал проход по минному полю самого танка. Танк заводил «Тэйпворм» на минное поле, после чего заряд подрывался. 50 футов (около 15 м) заряда, тянувшиеся непосредственно за танком, присыпались песком и грунтом, чтобы защитить машину от ударной волны близкого взрыва. Многие специалисты считали британские удлиненные заряды «конструктивно выполненными хуже американских».

InPtlWW2093.jpg InPtlWW2094.jpg

Почти курьезный проект трала, предложенный Б. Улокером в 1943 г. для протраливания полосы «не только впереди, но и по бортам танка» — этакая карусель, приводимая во вращение двигателем танка или дополнительным двигателем, на концах балок которой подвешены грузы или катки (патент США № 2,397,994 от 1946 г.).

Сдвоенный удлиненный заряд разминирования М2 «Снэйк» и способ его применения.

В варианте М1 «Дрэгон» (с подачей заряда на заграждение ракетным двигателем) удлиненный заряд разминирования и пусковая установка монтировались на лобовом листе танка М4. Заряд представлял собой 60-метровый шланг диаметром 76 мм из стекловолокна, пропитанного неопреном, заполненный нитроглицерином с пониженной чувствительностью. Испытания показали, что мощности такого заряда не хватало для надежного проделывания прохода в минном поле, и в проекте М2 «Дрэгон» предусмотрели укладку таким образом трех параллельных зарядов. Пусковая установка в этом случае заменяла орудие в башне танка. С окончанием войны работы прекратили.

InPtlWW2095.jpg

Катковый колейный противоминный трал Т1ЕЗ на среднем танке М4 «Шерман». Обратите внимание на исключительно большой диаметр катков.

Уже упомянутый Б. Уолкер в 1944 г. предлагал установку разминирования взрывным способом, смонтированную на шасси «танка или другой подходящей машины» — она заливала бы местность через брандспойт двухкомпонентным жидким взрывчатым веществом, после чего подрывала бы его с безопасного расстояния.

Интересно, что вскоре после окончания войны американцы занялись и темой «реактивного» трала, разрушающего, подрывающего или отбрасывающего мины действием струи реактивного двигателя (этакий аналог сдувания мусора с мостовой или газона). Уже в 1947 г. в Форт-Бельвуар опробовали идею, укрепив на лобовом листе корпуса танка М26 три твердотопливных ракетных двигателя соплами вперед-вниз. Вариант признали неудачным, но опыты продолжили с использованием жидкостных ракетных двигателей (трал JATO), хотя и этот проект впоследствии был закрыт.

Литература и источники

1.  Борисов Д. Методы преодоления минно-взрывных заграждений (По взглядам армии США и английской армии) / / Военно-инженерный журнал. - 1950, №1.

2.  Михайлов В.И. Долгий путь с тралом. - Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 2005.

3.  Нерсесян М.Г., Каменцева Ю.В. Бронетанковая техника армия США, Англии и Франции. - М:. Воениздат, 1958.

4.  Chamberlain P., Ellis С. British and American tanks of World War Two. - Cassel and Company, 1969.

5. Crismon F.W. U.S. Military Tracked Vehicles. - Osceola, Motorbooks International Publishers & Wholesalers, 1992.

6.  Hunnicutt R.P. Sherman. A History of the American Medium Tank. - Presidio Press, 1992.

7. Hutchis R. Tanks and Other Fighting Vehicles. - London, Bounty Books, 2005.

8. The Encyclopedia of Weapons of World War II. -London, Amber Books, 2007.

9.  Tanks Flail Ground With Chains to Explode Nazi Mines// Popular Mechanics. - 1944, №9.

10. Патенты: Brevet D'lnvention №863.205 2 fewer 1940. Canadian Intellectual Property Office С А 444237 23.09.1947.

U.S. PatentOffice2,397,994Apr.9, 1946. U.S. Patent Office 2,425,018Aug.5, 1947. U.S. Patent Office 2,442,390 June 1, 1948. U.S. Patent Office 2,455,636 Dec. 7, 1948. U.S. Patent Office 2,460,322 Feb. 1, 1949. U.S. Patent Office 2,486,372 Oct.25, 1949. U.S. Patent Office 2,489,349 Nov.29, 1949. U.S. Patent Office 2,500,970 March 21, 1950. U.S. PatentOffice2,511,005June 13, 1950.

Оглавление