|
|
Рисунок из патента США №2,460,322 Б. Уолкера от 1949 г. показывает принцип действия одного из вариантов бойкового (или «ударного») противоминного трала Т8 «Джонни Уолкер» с L-образными качающимися бойками. Вариант трала, испытывавшийся в 1944 г., конструктивно несколько отличался от этого эскиза. |
Трал, предложенный «Ла Планте-Шоат» в начале 1944 г., остался только в чертежах (Патент США №2,419,308 выдан в 1947 г. Э.В. Остину). Три дисковых ножа, установленных на вращающейся в горизонтальной плоскости раме, должны были протраливать сплошную полосу впереди танка. |
«Трап-экскаватор» Т5 отличался отТ4 бульдозерным отвалом V-образной формы (углом вперед), по нижней кромке которого крепились 15 ножей. Он показал себя несколько лучше, но также не был принят. Модифицированный вариант Т5Е1 отличался несколько измененным профилем отвала, установкой 13 ножей с большей величиной заглубления и послужил основой для трала Т5Е2, появившегося в конце 1943 г. Существенным отличием Т5Е2 стали рама и гидравлическое устройство, взятые от серийного бульдозера М1 и позволявшие поднимать и опускать трал, а также установка на отвале 21 ножа.
На основе V-образного бульдозерного отвала был также разработан «трал-экскаватор» Т6, представленный в вариантах Т6Е1 и Т6Е2. Они отличались укороченными фермами крепления на танк и тросовой системой управления. Но оба варианта не устроили заказчика из-за невозможности регулировать глубину погружения в грунт. В результате Бронетанковый комитет отдал предпочтение тралу Т5Е2, и дальнейшие работы шли на этой основе. Описанные ножевые тралы серий Т5 и Т6 заказывались компании Р.Г. Ле Турно — известному производителю скреперов, экскаваторов и тягачей.
В модификации Т5ЕЗ на V-образный отвал бульдозера М1 крепились 20 черенковых ножей, развернутых под углом по типу трала Т6. Отвал монтировался к корпусу подвижными стрелами с гидравлическим устройством для подъема и опускания. Отдельное крепление каждого ножа в своем гнезде на отвале допускало его быструю замену. По бокам отвала выполнялись складные (для удобства транспортировки) «крылья» для отбрасывания извлеченных из грунта мин вперед-вбок от протраливаемой полосы. Комплект трала весил 4,1 т. В июне 1944 г., когда потребность в противоминных тралах была наиболее острой, Т5ЕЗ заказали как «технику ограниченного стандарта». В марте-мае 1945 г. известный американский производитель землеройной техники «Ла Планте-Шоат Компани» изготовила 100 комплектов Т5ЕЗ. Они применялись на островах Тихого океана.
Для иллюстрации направлений поисков упомянем в «порядке номеров» еще несколько опытных американских противоминных тралов, рассчитанных для использования на средних танках М4:
- катковый трал Т7 был создан в конце 1943 г. компанией «Джон Дир» (известным производителем сельскохозяйственной техники). Т7 состоял из рамы, на которую двумя группами крепились небольшие широкие катки, каждый из которых составлялся из пустых дисков, наполняемых для веса землей или щебнем непосредственно перед применением (по типу британского трала AM RA). Рама крепилась к корпусу танка через А-образную стрелу и шаровой шарнир, облегчавший «приспособление» трала к неровностям местности. Т7 представлялся с различными вариантами взаимного расположения катков в раме, но их признали неудачными, а работы по проекту прекратили;
- бойковый или «ударный» трал Т8 разработан по идее подполковника Э.Р. Вильямса и изготовлен компанией «Йорк Сэйф энд Локк». Трал включал набор вертикально двигавшихся бойков или кернов, укрепленных на подъемной стреле впереди танка, со специальным приводом от ведущих колес танка, поднимавшим бойки и резко опускавшим их на грунт по мере продвижения машины вперед (в основе лежал принцип трамбовочной машины). При этом рама с бойками поворачивалась по горизонтали по дугообразной направляющей. Для амортизации в случае взрыва мины крепление каждого бойка было снабжено пружинной рессорой и гидравлическим амортизатором. Скорость траления достигала 5 км/ч. Количество бойков на раме варьировалось от трех до 18. Испытания на Абердинском полигоне показали, что идея такого «трамбовщика» непрактична, а управление машиной значительно затруднено.
- модифицированный вариант Т8 «Джонни Уолкер». На подвешенной впереди танка массивной ферме монтировался эксцентриковый механизм; работавший от ведущих колес танка и приводивший в движение двуплечие L-образные рычаги, похожие на паучьи ноги с бойками на передних концах. Изготовленный «Йорк Сэйф энд Локк» экземпляр включал шесть таких рычагов, поочередно «стучавших» по грунту. Эффективность трала оказалась низкой, как и его живучесть. Прозвище трала «Джонни Уолкер» (популярная марка виски), видимо, произошло от сочетания фамилии изобретателя — Брукса Уолкера — и забавно выглядевших движений бойков. Работы прекратили в марте 1944 г. Тем не менее, идея «ударного» трала не умерла: 55 лет спустя, в 1999 г., свои варианты тралов для «сплошного» разминирования, напоминающие Т8 с линейно движущимися бойками, запатентовали британская фирма «Джей. Р. Френч Лтд.» и германская «Рейнметалл Индустри АГ»;
Самоходный противоминный трал Т10. Хорошо видны и конструкция катков, и пила в средней части корпуса у борта.