|
|
Танк «Матильда» I (А11Е1) с противоминным тралом «Фаулер Калтер Плау». | Схема ножевого трала «Фаулер Калтер Плау» и его установки на шасси танка «Матильда» I. Конструкция трала практически повторяет тракторный плуг. На корме машины смонтирован подъемный механизм с коробкой передач и приводом от двигателя танка. Рисунок из патента. |
Заработав в 1940 г. титул «королевы поля боя», танк «Матильда» уже с середины 1942 г. считался устаревшей машиной. То же относилось к «тяжелому пехотному» танку Mk IV «Черчилль». В то же время они стали базой для разработки специальных машин. Машина, известная как «Барон» Mk I, представляла собой танк Mk II «Матильда» с сохранением башни и основного вооружения и установкой рамы с ротором, отнесенным примерно на 3 м от носовой части корпуса и поднятым над грунтом на высоту около 1,8 м. Дополнительный двигатель «Крайслер», имевшийся на танке, приводил ротор во вращение через карданный вал и червячную передачу. Подъем и опускание устройства производились с помощью гидравлического привода поворота башни — подъемный механизм разработал доктор Д. Густанский.
|
|
Устройство бойкового противоминного трала «Барон» I и схема его установки на танк Mk II «Матильда», приведенные в патентах, полученных А.С.Й. Ду Той в Канаде в 1947г. (№444237) и в США в 1949 г. (№2,489,564). |
Танк-тральщик «Барон» I на базе танка Mk II «Матильда» с поднятой рамой. |
По результатам испытаний, прошедших в январе 1942 г., и двигатель, и гидравлический привод признали слабыми. При переоборудовании машины двигатель «Крайслер» заменили 6-цилиндровым «Бедфорд», а также установили гидравлический подъемник рамы трала. Эта модификация, подготовленная к апрелю 1942 г., была названа «Барон» II. Испытания, завершившиеся в июне 1942 г., показали, что необходимо дополнительно усилить привод, уменьшить высоту установки ротора, чтобы «проволакивать» бойки по грунту после удара, и улучшить систему охлаждения. В результате доработки ввели бойки «шагомерного» типа и применили два двигателя «Бедфорд», приводившие ротор во вращение через карданные валы. Двигатели смонтировали в бронекожухах на корпусе машины в корме, где оборудовали и место оператора для управления ими, а ротор отнесли далеко вперед от корпуса машины на длинной раме. Так появился танк-тральщик «Барон» III, но прежде чем работы над ним завершились в сентябре 1942 г., выяснилось, что возросшая масса отрицательно сказалась на проходимости машины.
В дальнейшем башню танка снял и и установили на ее место рубку оператора противоминного трала. Таким образом танк-тральщик превратился в бронированный самоходный трал «Барон» IIIA. Машина была готова к испытаниям к концу 1942 г. Скорость разминирования не превышала 2,4 км/ч (1,5 мили в час). Серийные машины собрали к середине 1943 г., но в это время уже находилось в производстве более совершенное устройство «Скорпион» и шли работы над «Шерман Крэб» (см. далее). Так что «Барон» использовался только в учебных целях.
Схема трала, аналогичная схеме трала майора Ду Той, независимо возникла и в британских войсках на Ближнем Востоке. Там на танк «Матильда» установили приспособление «Скорпион I», разработанное группой под руководством майора Л.А. Гриллинга. Оно было проще, чем на машинах «Барон», и включало неподвижно укрепленную раму ротора и один 30-сильный приводной двигатель «Бедфорд», смонтированный на правом борту корпуса, рядом с местом оператора. 32 танка «Матильда» с тралом «Скорпион I» использовались под Эль-Аламейном в октябре 1942 г. и позже в ходе некоторых операций в Северной Африке. Здесь минные тралы оказались весьма кстати: в сражении у Эль-Аламейна немцы, перейдя к обороне, установили перед своими позициями около 500000 мин.
Танк-тральщик «Барон» I. В кожухе на правом борту установлен дополнительный двигатель «Крайслер» для привода ротора бойкового трала. |
Самоходный трал «Барон» IIIA на базе танка Mk II «Матильда» с установкой неподвижной рубки, двух двигателей «Бедфорд» (мощностью 75 л.с. каждый) для привода ротора бойкового трала и вращающихся ножей. Хорошо виден привод ротора. Испытания в Англии, конец 1942 г. |