Одной из характерных особенностей тракторов начала XX в. являлось применение ведущих металлических колес с развитыми грунтозацепами. Однако такие колесные хода мало подходили для использования на дорогах с твердым покрытием. По этой причине на основании постановления ЦК ВКП(б) наряду с производством на заводах промышленности «индустриальных» тракторов с колесами на грузоленте или с пневматиками высокого давления по типу иностранных НАТИ и Главрезина организовали опытные работы по изготовлению шин типа «сверхбаллон» — пневматических шин с пониженным давлением воздуха и увеличенным сечением. Государственные испытания трактора СХТЗ с шинами «сверхбаллон» были проведены на НИАБТ полигоне в Подмосковной Кубинке и в Учебно-опытном зерносовхозе №2.
Но в ходе испытаний и опытной эксплуатации шин «сверхбаллон» на тракторах и автомобилях не было выявлено существенных преимуществ, оправдывающих организацию их массового производства. Поэтому, несмотря на ряд положительных оценок, «сверхбаллоны» не получили распространения.
Организация массового производства (до нескольких сот штук в день) тракторов на заводах в Харькове и Сталинграде позволила удовлетворить народное хозяйство в средствах механизации наиболее энергоемких операций — пахоты, посева и уборки. Вместе с тем, оставалась нерешенной проблема создания пропашного трактора, или «пропашника». К пропашному трактору предъявлялся комплекс противоречивых требований: он должен обладать минимальной массой, быть очень маневренным, устойчивым к опрокидыванию, иметь большой дорожный просвет, минимальное давление на грунт и вместе с тем узкие колеса.
Трактор СХТЗ-15/30 с гусеничным ходом «Варко-Риддель» в ходе испытаний на пересеченной местности. 1931 г. |
Трактор СХТЗ, доработанный ВИМЭ. Пропашная модификация отличалась увеличенным дорожным просветом и применением колес большого диаметра с узкими ободами. |
Проект трактора СХТЗ-15/30 с шинами типа «сверхбаллон».
Работы по пропашным тракторам первоначально подразумевали создание специальных модификаций серийных образцов с измененным передним и задним ходами, а также увеличенным клиренсом. 25 апреля 1933 г. постановлением СТО Наркомтяжпром обязывался выбрать тип пропашного трактора и организовать его производство с максимальным использованием действующих заводов. В результате были проведены государственные испытания тракторов СХТЗ, доработанных ВИМЭ, ВИСХОМ и Омским заводом сельхозмашин, а также импортного пропашного трактора «Фармол».
Некоторые показатели пропашных тракторов по данным государственных испытаний |
||||
Модель трактора |
«Фармол» |
СХТЗ ВИМЭ, 3-колесный |
СХТЗ ВИСХОМ, 4-колесный |
СХТЗ,4-колесный омский |
Вес пропашника, кг |
1913 |
3409 |
3489 |
3650 |
Общий вес приспособлений, кг |
- |
920 |
811 |
954 |
Вес передней части приспособления, кг |
- |
357 |
248 |
391 |
Вес задней части приспособления, кг |
- |
563 |
563 |
563 |
Нагрузка на переднюю ось, кг |
565 |
1084 |
1418 |
1392 |
Нагрузка на заднюю ось, кг |
1348 |
2323 |
2071 |
2258 |
Удельное давление на передние колеса, кг/см2 |
1,15 |
2,08 |
1,56 |
1,5 |
Удельное давление на задние колеса, кг/см2 |
1,05 |
1,90 |
1,69 |
1,84 |
Продольная база, мм |
2159 |
2720 |
2100 |
2500 |
Дорожный просвет, мм |
736 |
700 |
610 |
700 |
В ходе испытаний однозначно установили, что все предложенные варианты трактора СХТЗ обладают существенными недостатками по сравнению с американской машиной и не отвечают ни одному из предъявляемых к ним требований. В этой связи на заседании комиссии политбюро 8 августа 1933 г. под председательством СМ. Куйбышева было принято решение ограничить выпуск партии приспособлений к трактору СХТЗ: четырехколесных — 100 шт., трехколесных — 500 шт. Для покрытия потребности народного хозяйства в пропашных тракторах следовало организовать производство советской версии трактора «Фармол» на заводе «Красный Путиловец».