Трактор «Интернационал» с гусеничным ходом «Траксон».
Необходимость существенного снижения расходов на постройку ХТЗ вынудила отказаться от организации массового производства гусеничных ходов к трактору «Интернационал». Тем не менее, военные в течение нескольких лет настаивали на изготовлении гусеничных ходов по типу иностранных образцов и на разработке новых оригинальных конструкций.
Во второй половине июня 1931 г. испытательный отдел НИАБТП провел испытания колесного трактора СХТЗ-15/30, оснащенного гусеничным ходом «Варко-Риддель». Целью этих испытаний являлось определение:
«1. Тяготных и скоростных свойств трактора при тяге дивизионных и корпусных артиллерийских систем.
2. Прочности и надежности трактора.
3. Удобства обслуживания и управления.
4. Расхода горючего и смазки.
5. Проходимости.
6. Времени, потребного для перевода с колесного хода на гусеничный и обратно».
Программа испытаний включала выполнение трех дневных пробегов продолжительностью до 8 ч по шоссе, грунтовым дорогам и бездорожью. При движении на грунтовых дорогах и бездорожье следовало определить максимальные преодолеваемые подъемы с прицепным грузом. Предполагалась буксировка 107-мм пушки обр. 1910 г. с передком, общим весом 2800 кг и 122-мм гаубиц 1909 г. и 1910 г. с передком, общим весом 2600 кг.
Основные данные гусеничного хода «Варко-Риддель» |
|
Диаметр ведущего зубчатого колеса, мм |
792 |
Ширина рельс по внешней стороне, мм |
131 |
Ширина рельс по внутренней стороне, мм |
103 |
Число траков одной гусеницы, шт. |
27 |
Шаг гусеницы, мм |
83 |
Ширина гусеницы, мм |
407 |
Ширина колеи гусеничного хода, мм |
1420 |
Ширина гусеничного хода, мм |
1837 |
Длина опорной поверхности гусеницы при погружении на 30 мм, мм |
1770 |
Вес гусеничного хода, кг |
2520 |
Основные данные трактора СТЗ с гусеничным ходом «Варко-Риддель» |
|
Общий вес трактора в походном положении с водителем, кг |
5250 |
Нагрузка на переднюю ось, кг |
4020 |
Нагрузка на заднюю ось, кг |
1230 |
Удельное давление гусеничного хода при погружении на 50 мм, кг/см2 |
0,27 |
Общая длина трактора с гусеницей, мм |
3900 |
Общая ширина трактора с гусеницей, мм |
3373 |
Высота трактора с гусеницей до рулевой колонки, мм |
1750 |
Емкость керосинового бака, л |
70 |
Клиренс трактора с гусеницей, мм |
270 |
Клиренс трактора на колесах, мм |
300 |
Американская фирма «В.А. Риддель-Компани» (W.A. Riddel Company) из Бюсайруса (Bucyrus, Ohio) была известна своими механическими лопатами, агрегатируемыми с гусеничными тракторами, сменными гусеничными ходами и всякого рода дорожно-строительными машинами. Фирма предлагала гусеничные хода к тракторам «McCormick Deering», модернизированному «Fordson», «Case» модели С1 и «Allis-Chalmers» марки U. Эти хода устанавливались на задней оси трактора и благодаря своей качающейся конструкции могли приспосабливаться к рельефу местности.
Гусеничный ход фирмы «В.А. Риддель-преемники» (the Hadfield-Penfield steel Company — модель «Т-Н») представлял из себя две рамы с гусеницами, в каждой из которых имелось по одному ведущему зубчатому колесу, расположенному таким образом, что зацепление осуществлялось с верхней ветвью гусеницы. Внутри зубчатых колес помещались тормозные колодки, позволявшие раздельно подтормаживать гусеницы и осуществлять повороты с малым радиусом. Управление тормозами ведущих колес гусеничного хода и рулевое управление не было синхронизировано, что делало управление несколько утомительным, однако в начале 1930-х гг. не рассматривалось как существенный недостаток. Так, раздельное управление поворотом передних колес и тормозами гусеничного хода было применено и на первых отечественных полугусеничных артиллерийских тягачах ЯСП, ЗИС-Сомуа и др.
Трактор постройки СТЗ был условно метризованной копией «Интернационала», поэтому ряд их узлов и агрегатов не были взаимозаменяемыми. Выяснилось, что посадочные места на американском гусеничном ходу не соответствовали посадочным местам на советском тракторе, что вынудило провести слесарную обработку и подгонку деталей. Четверо рабочих с домкратами затратили на снятие колесного хода 1,5 ч и на монтаж гусениц 5 ч, на снятие гусениц — 11 ч, а на установку колес — еще около 1,5 ч.
За все время испытаний трактор и гусеничный ход не имели никаких поломок или неисправностей. Трактор «свободно буксировал пушку на третьей передаче, давая вторую передачу только на подъемах». Из немногочисленных недостатков испытатели отметили неудобную прицепку орудия и отсутствие на тракторе места под инструментальный ящик, который пришлось перенести на лафет.
Серийное производство гусеничных ходов «Варко-Риддель» не было освоено по причинам, не связанным с их техническим совершенством.
После принятия решения о внедрении в производство во второй пятилетке на ХТЗ и СТЗ гусеничного трактора проводившиеся Институтом механизации сельского хозяйства (ВИМ) работы по проектированию оригинальных конструкций гусеничных ходов потеряли актуальность.
Трактор СХТЗ-15/30, оснащенный гусеничным ходом «Варко-Риддель», на испытаниях по буксировке артиллерийских систем. Июнь 1931 г.