Типичным примером использования «страшилки» о германских броневиках в целях развития нового рода войск является рапорт Былинского. Весной 1915 г. штабс-капитан В.Р. Былинский обратился в штаб 10-й армии с рапортом, в котором писал: «Вступая в бой с противником, отлично вооруженным бронированными пушечными и пулеметными батареями на автомобилях, и не имея в своей армии аналогичных средств вооружения, сразу несли от их губительных действий большие потери, в моральном же отношении потери от падения духа в войсках, сознающих свою абсолютную беспомощность, были неисчислимы [...].
Совершенное отсутствие в районе 1-й и 10-й армий, где я с начала кампании пробыл в строю, каких бы то ни было броневых автомобилей, побудили меня сформировать своей конструкции и на свой счет отдельный авто-пушечно-пулеметный взвод [...]».
Инициативу Былинского поддержали — ему выделили два трофейных автомобиля «Мерседес» и откомандировали в Петроград на Обуховский завод для постройки броневиков и формирования «внепланового» пулеметно-автомобильного взвода. Заручившись поддержкой влиятельного приверженца моторизации армии генерал-майора свиты Его Императорского Величества князя В.Н. Орлова, он вскоре получил и третью машину — немецкий грузовик «Ллойд» (Lloyd) выпуска 1911 г. 23 августа 1915 г. 25-й автопулеметный взвод под командованием Былинского был отправлен в 5-ю армию на Северный фронт.
По приказу начальника Штаба Верховного Главнокомандующего от 7 июня 1916 г. пулеметные автомобильные взводы были объединены в броневые автомобильные дивизионы из расчета один дивизион на армию. При этом взвод переименовывался в отделение. На Кавказском фронте была сохранена взводная организация бронеавтомобильных частей. На 1 сентября 1916 г. в России действовали 12 линейных броневых автомобильных дивизионов Русской армии, а также бельгийский и британский бронедивизионы; в Петрограде располагался Запасной бронедивизион. В начале 1917 г. к ним добавился дивизион особого назначения. Бронеавтомобили получили весьма широкое распространение в Русской армии. До октября 1917 г. организация подразделений, тактика боевого использования и количество бронеавтомобилей во многом превосходили показатели армий других стран.
Что касается немцев, то только 27 октября 1914 г., когда 1-я автомобильная пулеметная рота Русской армии уже прибыла на фронт, военное министерство Пруссии обязало Транспортно-техническую испытательную комиссию разработать план мероприятий по постройке бронеавтомобилей и формированию броневых частей. К этому подключили также Оружейную испытательную комиссию и Отдел «А2» (Отдел инфантерии). 3 ноября совместными усилиями были сформулированы состоящие из 16 пунктов требования к бронеавтомобилям. После их одобрения военным министерством на заводах «Бюссинг», «Даймлер» и «Эрхардт» разместили заказ на изготовление трех бронированных машин. Только через год, 10 декабря 1915 г., броневики были готовы и приняты на вооружение германский армии. Наконец, 21 февраля 1916 г. при Генеральном командовании гвардейского корпуса сформировали 1-й бронеавтомобильный пулеметный взвод (16 ноября переименован в отделение) и в составе 7-й армии отправили его на Западный фронт. Во взводе имелся всего один бронеавтомобиль «Даймлер», остальные машины еще требовали доводки.
19 июня 1916 г. взвод был полностью укомплектован — к трем немецким броневикам добавили трофейную бельгийскую бронемашину «Минерва». Его организационная структура, а также всех последующих взводов, практически повторяла структуру таковых в Русской армии. Опыт формирования и боевого применения русских бронеавтомобильных частей оказался полезен и противнику. Однако из-за мизерного числа бронемашин до конца войны существовала только взводная организация. Роты и дивизионы немцам формировать было не из чего.
Германские бронеавтомобильные подразделения в течение всей войны часто перебрасывались с одного фронта на другой, где в основном занимались прифронтовым патрулированием и охранением. Участие в боях случалось лишь эпизодически. Более всего немецким бронеавтомобилистам приходилось «бороться» с техническими неполадками своих машин. Зачастую германские бронеавтомобили использовались в пропагандистских целях. Так было на Восточном фронте, где их присутствие служило не в последнюю очередь поднятию боевого духа германской армии, которая несла значительный урон от действий русских броневиков.
Только к концу 1917 г. немцы сформировали еще три бронеавтомобильных пулеметных взвода и сосредоточили их на Востоке. Но даже и в этом случае их основной функцией оставалось патрулирование и боевое охранение. К середине 1918 г. у них было всего лишь одиннадцать таких взводов, укомплектованных большей частью трофейными броневиками, Некоторые их них ограниченно применялись на территории России, где и понесли свои первые потери в боях с Красной армией. Два бронеавтомобиля «Эрхардт» (один модели М1915, другой модели М1917, оба из 1-го отделения) оказались захваченными в 1918 г. в боях на фронтовом отрезке Харьков—Ростов. Это были единственные потери германских бронеавтомобильных частей за весь период Первой мировой войны.
Источники и литература
1. Барятинский М., Коломиец М. Бронеавтомобили Русской армии 1906-1917. - М., 2000.
2. Буняковский В. В. Из опыта текущей войны. - Петроград, 1916.
3. Коломиец М. В. Броня Русской армии. - М., 2008.
4. Кирилец С.В., Канинский Г.Г. Автомобили Русской Императорской армии. «Автомобильная академия" генерала Секретева.-М.,2010.
5. Радус-Зенкович Л.А. Очерк встречного боя. По опыту Гумбиненской операции 1914 г. Критико-историческое исследование. -М., 1920.
6. РГВИА: Световидов Александр Владимирович, подпор., 3-й Финляндский стр. п., 4 ст. - ВП от 26.04.1915. Ф.400. Оп.12. Д. 26976. Л. 298-303(1915); Ф. 409. Оп. 1. п/Световидов Александр Владимирович, подпор., 3-й Финляндский стр. полк. Орден Св. Георгия 4-й ст. - 26.04.1915.
7. Сергеевский Б.Н. Пережитое. 1914. - Белград, 1933.
8. Техника и война. Очерки по современной военной техники. - Петроград, 1917.
9. Шварте М. Техника в мировой войне. Краткое извлечение А. Бурова из сборника «Die Technik im Weltkriege". -М..-Л., 1927.
10. Das Kb'niglich-Preufiische Kriegsministerium 1809-1909. - Berlin, 1909.
11. Deutscher Offizier-Bund (Hrsg.): Ehren-Rangliste des ehemaligen deutschen Heeres auf Grund der Ranglisten von 1914 mit den in zwischen eingetretenen Veranderungen. - Berlin 1926.
12. Ehrhardt H. Hammerschtage. 70 Jahre deutscher Arbeiter und Erfinder. -Leipzig, 1922.
13. Fleischer W. Militarfahrzeuge des deutschen Heeres 1905-1918.-Stuttgart, 2012.
14. Kaufhold-Roll H. Der deutsche Panzerbau im Ersten Weltkrieg. - Osnabruck, 1995.
15. Kaufhold-Roll H. Die deutschen Radpanzer im Ersten Weltkrieg. - Osnabruck, 1996
16. Kriegswissenschaften Abteilung der Luftwaffe (Hrsg.): Entwicklung und Einsatz der deutschen Flakwaffe und des Luttschutzes im Weltkriege. - Berlin, 1938.
17. Von LobellH. Lobell's Jahresberichte uber die Veranderungen und Fortschritteim Militarwesen. -Berlin, 1911.
18. Oertel W. Der Motor in Kriegsdiensten. - Leipzig, 1906.
19. Oswald W. KraWahrzeuge und Panzer der Reichswehr, Wehrmacht und Bundeswehr. -Stuttgart, 1970.
20. Petter E. (Maschr. Ms. Uber die Entwicklung und den Einsatz der deutschen Radpanzer im Ersten Weltkrieg), Otme Titel. - Berlin, ca. 1930.
21. Reichsluftfahrtministerium (Hrsg.): Die deutschen Luftstreitkrafte von ihrer Entstehung bis zum Ende des Weltkrieges 1918, 8. Sonderband, Die Luftstreitkrafte im Zusammenhang mit den Operationen des Jahres 1914. - Berlin, 1943.
22. Spielberger W.J. Gepanzerte Radfahrzeuge des Deutschen Heeres 1905-1945.-Stuttgart, 1974.
23. Spielberger W.J. Rad-Selbstfahrlafetten des deutschen Heeres 1908-1935. -Lehrte, 1966.