Позднее доктор Кабеш разрабатывал и собственные конструкции. Однако завод Aero стал известен больше как производитель лицензионных образцов — британского пассажирского D.H.50, французского бомбардировщика MB.200, советского СБ-2 и германского Si 204. Хотя именно собственный А-32 стал первым чехословацким самолетом, экспортированным за рубеж (в Финляндию). Забегая вперед, следует отметить, что Aero, уже будучи национализированным, освоил лицензионный выпуск МиГ-15. Широкую известность получили разработанные инженерами этого предприятия УТС L-29 Delfin, L-39 Albatros и легкие сельскохозяйственные L-60 Brigadyr. Только «Альбатросов» построили более 2800 штук. L-39 и сейчас являются основной «учебной партой» российских ВВС, да и не только российских. Впрочем, Aero давно приватизирован, принадлежит чехословацкой инвестиционной группе, за которой стоят Sikorsky и Alenia. Теперь на заводе собираются детали для «Блэк Хока» и «Спартана».
Самолеты межвоенной поры представлены в экспозиции не просто в восстановленном виде с оригинальной окраской. Каждая из машин включена в миниэкспозицию, показывающую предполетную подготовку или проведение регламентного обслуживания. Воссоздано оборудование аэродромных мастерских. Манекены в форме военнослужащих Авиационного корпуса «готовятся к вылету», «обслуживают двигатель», «изготовляют запасные части».
В следующем ангаре собраны достаточно редкие экспонаты, например, французский учебный Morane-Saulnier MS.230. Созданный на базе MS.225, этот высокоплан оказался вполне успешным. Построили около 1100 таких самолетов. По лицензии MS.230 производился в Бельгии и Португалии. Учебно-тренировочный «Моран-Солнье» поступил на вооружение ВВС Румынии, Греции и даже Бразилии. Часть ма-
шин из состава французских ВВС после 1940 г. попала на территорию Чехословакии, точнее, Протектората Богемии и Моравии. В частности, MS.230 служили буксировщиками в планерной школе в Брно, где готовили пилотов для транспортно-десантных планеров люфтваффе. После войны машины разошлись по аэроклубам. В музей попал самолет с серийным номером 1077, который чехи выменяли у французского коллекционера в 1988 г.
MS. 230. | Ftitz-X. |
Рядом с MS.230 демонстрируется один из первых тренажеров американского производства Link D.2. Еще в 1929 г. американский авиаинженер и пилот-инструктор Эдвин А. Линк создал собственную фирму, которая занялась разработкой и выпуском полнофункциональных тренажеров. Первые заказы последовали от Британских Королевских ВВС, но с 1934 г. Линка признали и на родине. Представленный тренажер был изготовлен в 1944 г. и применялся для подготовки пилотов Канадских Королевских ВВС.
В конце 1980-х гг. музейщики получили в коллекцию несколько летательных аппаратов, которые, по их мнению, могли символизировать участие во Второй мировой войне чешских пилотов на стороне западных союзников. Так в Кбели попал знаменитый De Havilland DH.82A Tiger Moth. На этом биплане учились в британских воздушных школах чешские летчики, а в истребительных эскадрильях он служил самолетом связи. Экземпляр с серийным номером 4513 был передан музею из ФРГ.
Схожим образом был выменян в Брюссельском авиамузее Noorduyn Harvard Mk.llB, представляющий собой лицензионную версию широко распространенного АТ-6 Texan. Попавшая в Кбели машина с номером 141714 была произведена в Канаде в 1943 г.
В ангаре стоит и транспортный Ли-2 — советская версия американского DC-3. Не просто стоит, а изображает выброску парашютистов (видимо, чешских диверсантов) над территорией Рейха.
Представлена и другая советская авиатехника. В прекрасном состоянии находится По-2 в окраске чешских ВВС. Рядом — Ил-2 (серийный номер 12438). Данный самолет был построен на авизаводе №1 НКАП СССР (Москва) в сентябре 1944 г,, воевал в составе 1-й чехословацкой смешанной дивизии из состава 1-го Чехословацкого корпуса, участвовал в Остравской операции. После войны стоял на вооружении 30-го штурмового авиаполка «Острава» ВВС ЧСФР, а в 1950 г. передан в Национальный технический музей в Праге. Рядом — Ла-7 из 1 -го Чехословацкого истребительного полка, первого самостоятельного авиационного подразделения чехословацких добровольцев на советско-германском фронте. Вообще-то, 1-й авиаполк воевал на Ла-5ФН, а новые самолеты были получены уже в мае 1945 г. При переформировании 1-й смешанной авиадивизии Ла-7 передали в состав 44-го истребительного полка. Оттуда уже в 1949 г. машина с серийным номером 45210860 отправилась в Национальный технический музей.
В Кбели имеются и образцы вооружения люфтваффе, благо значительная часть продукции для «мессершмиттов» собиралась именно в Богемии и Моравии, в частности, на заводе Avia. Представленный Ме-262В-1а Schwalbe собран уже в послевоенное время под наименованием Avia CS-92. Его летная биография была непродолжительной. Вскоре после выпуска машина попала в военно-техническую академию в Брно, оттуда — в Технический музей Брно и, наконец, в музей авиации в Кбели. Однако окрашен данный экземпляр в цвета люфтваффе. Исторические обоснования вполне серьезны: на территории современной Чехии базировались подразделения, оснащенные ночными истребителями-перехватчиками Me 262B-1a/U1 и учебными Ме262В-1а.
Рядом демонстрируется управляемая крылатая ракета Fritz-X. Кстати, в зале, посвященном изделиям чешской авиапромышленности, имеется и планирующая бомба Henschel Hs 293A. Однако понять взаимосвязь этих видов оружия и Чехии сложно. По крайней мере, доступные источники утверждают, что планирующие бомбы изготавливались в Берлине, а управляемые ракеты — в Рурской области.