Командная управляемость. Для повышения командной управляемости были установлены современные цифровые средства связи — комплекс Р-168-25УЕ-2, система топографического ориентирования «Трона-1» с автономным и спутниковым каналами получения навигационной информации и комбинированный прибор наблюдения командира ТКН-АИ. Это позволило повысить устойчивость, скрытность и качество связи, расширить функциональные возможности управления и обеспечить интеграцию в единую систему управления тактического звена.
Впервые на отечественных бронетранспортерах осуществлена установка автономного энергоагрегата мощностью 5 кВт. Он обеспечивает экономию ресурса основного двигателя за счет исключения его работы при действиях в обороне, на блок-постах и т.д., увеличение ресурса и поддержание заряда АКБ, а также снижение заметности машины в тепловом диапазоне.
С целью повышения комфортности экипажа и снижения его утомляемости при совершении маршей и ведении боя, особенно при действиях в условиях повышенных температур, на БТР-82А используется система кондиционирования воздуха. Она также обеспечивает оптимальные условия работы электронных устройств и приборов.
По оценкам специалистов, оснащение мотострелковых подразделений и частей Российской армии БТР-82А позволит обеспечить паритет с однотипными формированиями стран НАТО, оснащенными бронетранспортерами.
После проведения полного цикла государственных и войсковых испытаний, которые проходили в 2010—2012 гг., бронетранспортер БТР-82А приказом министра обороны Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. был принят на вооружение. В настоящее время он находится в серийном производстве на Арзамасском машиностроительном заводе в г. Арзамасе Нижегородской области.
Организация массового выпуска БТР-82А после принятия на вооружение не потребовала коренной реорганизации производственных линий, что позволило сэкономить существенные средства, которые необходимы на разработку и запуск в производство принципиально новой машины.
Еще до окончания государственных испытаний новым бронетранспортером заинтересовались зарубежные заказчики. Некоторые из них, в частности, вооруженные силы Республики Казахстан, заказали партию БТР-82А для своих войсковых формирований. Поставка была осуществлена в 2011 г. Одно их подразделений вооруженных сил этой страны, оснащенное БТР-82А, приняло участие в военном параде, состоявшемся в г. Астане в августе того же года.
Представители ряда зарубежных государств также дожидаются своей очереди на поставку этих бронетранспортеров, поскольку выпускаемые на предприятии машины идут в первую очередь на вооружение Российской армии в соответствии с государственным оборонным заказом.
Водоходные качества БТР-82А остались на уровне БТР-80, т.е. машина в этом отношении не имеет аналогов за рубежом. | Огневая мощь БТР-82А возросла в 2 раза по сравнению с БТР-80А. |
Сравнительные тактико-технические характеристики БТР |
||||
Характеристика |
БТР-80 |
БТР-80А |
БТР-82 |
БТР-82А |
Боевая масса, т |
13,6 |
14,4 |
15,4 |
16,0 |
Экипаж + десант, чел. |
2+8 |
2+8 |
2+8 |
2+8 |
Мощность двигателя, л.с. |
260 |
260 |
300 |
300 |
Запас хода по шоссе, км |
600 |
600 |
600 |
600 |
Максимальная скорость, км/ч: |
||||
- на суше |
80 |
80 |
80 |
80 |
- на плаву |
9 |
9 |
9 |
9 |
Вооружение: |
||||
- автоматическая пушка, калибр, мм |
Нет |
30 |
Нет |
30 |
- крупнокалиберный пулемет, калибр, мм |
14,5 |
Нет |
14,5 |
Нет |
- спаренный пулемет, калибр, мм |
7,62 |
7,62 |
7,62 |
7,62 |
Возможность стрельбы с ходу |
Нет |
Нет |
Есть |
Есть |
Возможность стрельбы ночью |
Нет |
Есть |
Есть |
Есть |
Антиосколочная защита |
Нет |
Нет |
Есть |
Есть |
Противоминная защита |
Нет |
Нет |
Есть |
Есть |