Оглавление

Amfi60A004.jpg Amfi60A007.jpg

Амфибия «А» преодолевает полынью.

Опытная амфибия «А» с четырехлопастным винтом.

Однако мало было спроектировать замечательную машину. Ведь для реализации идеи нужны средства, а изыскать их даже ОКБ А.Н. Туполева было непросто. Ситуация осложнялась еще и тем, что у последовавших за XX съездом реформ выявилась и оборотная сторона. В ходе экономических преобразований союзные министерства были реорганизованы в государственные комитеты, а их функции частично переданы вновь организуемым местным советам народного хозяйства (совнархозам) и республиканским министерствам. В результате разрушились сложившиеся еще в годы первой пятилетки механизмы управления народным хозяйством и налаженные связи. Особенно затруднительными стали контакты между организациями различного профиля, находящимися в разных концах страны. Так, для изготовления аэросаней-амфибий ПА-18 (официально включенной в народнохозяйственный план семилетки) требовались кооперированные поставки предприятиями авиационной промышленности угловых редукторов и воздушных винтов изменяемого шага с механизмами управления, заводами автомобильной промышленности — силовых установок, специализированными предприятиями — электрооборудования и т.д.

Amfi60A005.jpg

Экспериментальный глиссер для натурного испытания воздушных винтов.

Функции обеспечения взаимодействия совнархозов, министерств, ведомств и др. структур были возложены, помимо созданного еще в сталинское время Госкомитета по науке и технике, на новый Государственный комитет по координации научно-исследовательских работ (ГК по КНИР). Сегодня о ГК по КНИР если и вспоминают, то разве что из-за работавшего в нем шпиона Пеньковского. Действительность была прозаична: мощная бюрократическая машина могла похоронить под спудом бумаг множество ценных предложений. В результате вместо передачи в эксплуатацию серийного образца ПА-18 в 1960 г. опытную машину удалось построить и подать на испытания лишь к началу 1964 г. Безусловно, подобная судьба могла ждать изделие любого конструкторского коллектива, в том числе ОКБ А.Н. Туполева, но следующий съезд КПСС обозначил перспективы решения вопроса.

XXI съезд стал знаковым событием, и в ГКАТ согласно традиции, сложившейся еще в 1930-е гг. при прежнем руководстве страны, решили отметить проведение съезда новыми достижениями. Приказом председателя ГКАТ был объявлен конкурс изобретателей, к которому закономерно присоединилось и ОКБ А.Н. Туполева. Благодаря конкурсу существенно увеличилось число рационализаторских предложений и заявок на изобретения. Если в 1960 г. в БРИЗ ОКБ А.Н. Туполева поступило 5731 предложение от 2432 человек, то в 1961 г. 2649 изобретателей и рационализаторов представили 6404 предложения. В конкурсе участвовали все категории работников ОКБ (рабочие, инженеры, летчики-испытатели, управленцы и др.). Кроме того, были организованы девять молодежных бригад, которые подготовили 111 предложений. Из всех поданных предложений, включая молодежные бригады, внедрили 5336, а 23 предложения запатентовали. Причем из числа предложений, подготовленных молодежными бригадами, было запатентовано только одно — №734904/27. Разработчиком предложения №734904/27 «Аэросани амфибия» являлся Г.В. Махоткин с 26 соавторами. Над всеми предложениями трудились в нерабочее время при формальной поддержке БРИЗ завода и ВОИР. Главным стимулом для изобретателей было внедрение запатентованных предложений в производство с соответствующим материальным стимулированием и перспективами служебного роста авторов.

Участие в конкурсе изобретателей ГКАТ и получение авторского свидетельства открывали возможность финансирования постройки опытного образца амфибии за счет фондов БРИЗ.

Amfi60A006.jpg Amfi60A008.jpg

Опытная амфибия «А», оснащенная щелевым винтом.

Оглавление