О плотности компоновки новых боеукладок свидетельствует тот факт, что на первых образцах модернизированных самоходных орудий пришлось срезать «болгарками» ошибочно выполненные продольные сварные швы (с катетом 5 мм) внутри корпуса (на направляющих под ролики снарядных боеукладок), которые не позволяли установить укладки на место. Это было непростой задачей, так как швы были выполнены высокопрочным материалом, и удалять их нужно было в очень стесненных условиях. Подрезка же снарядных боеукладок на 5 мм приводила к недопустимой потере их прочности: при проектировании боеукладок свободное пространство было использовано полностью, без каких-либо запасов.
В цеху разгорелась жаркая дискуссия с участием производственников, представителей заказчика и конструкторов, так как работы шли в условиях дефицита времени. И нужно отдать должное руководству сборочного цеха (С.Н. Гандурин, Н.Е. Медведев), которое сделало все, чтобы не сорвать сроки, установленные приказом Миноборонпрома. Срезать швы пришлось с участием представителей завода-бракодела несколько суток, а сроки нарушены не были за счет более оперативного выполнения других работ. Встретились и неожиданные проблемы при размещении двойного боекомплекта. Раньше не замечали, что заводские укупорки картузов имели очень большие допуски на точность изготовления их диаметров. Поэтому «пивные» замки или болтались, или никак не хотели застегиваться. Пришлось ввести специальные компенсаторы, которые позволили без каких-либо регулировок надежно крепить укупорки.
Верхние снарядные боеукладки были выполнены в виде носилок с четырьмя рукоятками (для двух человек) и роликами, с помощью которых укладка вкатывалась по направляющим в корпус шасси. Оказалось, что поднять и перенести снаряд с укладкой два человека могут вполне, но отклонить укладку хотя бы чуть-чуть для ввода ее роликов в направляющие корпуса не могут — нужен кран. Что делать?
Решение подсказали рабочие-сборщики. Как всегда, гениальное слишком просто: установили в проем кормового люка быстросъемную перекладину, на которую можно было опереться, а затем и переместить в сторону направляющую укладку.
Непростые вопросы пришлось решить для повышения скорострельности 2С7М, прежде всего за счет увеличения скоростей перемещения снаряда и заряда механизмом заряжания. При этом в режиме разгона и торможения массо-габаритный макет снаряда неоднократно «слетал» с лотка досылателя. Но, в конечном итоге, проблему решили за счет изменения конструкции гидросистемы. Экспериментально подобрали скорости подъема, поворота, опускания на линию заряжания снаряда и возврата цепи досылателя, режимы разгонов и торможений отладили. Снаряд стал лежать в лотке досылателя как «влитой».
САУ 2С7М «Малка». Артсистема в положении «по-походному». Щитки командира и механика-водителя открыты. Сошник поднят.
Эта история лишний раз показывает, что в те годы бессонные ночи и «мозговые атаки» были привычным делом. Сейчас трудно понять, почему мы это делали при меньших зарплатах, да и без особых «криков» начальства.
Внесли также принципиальные изменения в крепления узлов самоходного орудия «по-походному». Изменения коснулись повышения их быстродействия, т.е. там, где раньше нужно было выполнить десятки поворотов винтового механизма, стало достаточно сделать полоборота. Причем была сохранена «беззазорность» конструкций крепления за счет применения эксцентриков, клиньев и храповиков. Одновременно были решены два наболевших вопроса в эксплуатации, а именно — ошибочное включение операций «Подъем ствола» и «Опускание сошника» при нерасстопоренном креплении досылателя по-походному. Это приводило к разрушению стопора, а иногда и алюминиевого корпуса досылателя. Наши замечания в военных частях типа: «Если ты пришел в туалет, то вначале должен снять штаны (т.е. снять походное крепление)» вызывали у военных полное понимание, но случаи разрушения стопоров и досылателей, к сожалению, продолжались.
Отныне эти «детские болезни» исчезли раз и навсегда. Много вопросов было решено при обеспечении автоматизации процесса заряжания. Ранее на пульте заряжающего было множество кнопок и тумблеров: «Подьем досылателя», «Поворот досылателя», «Опускание досылателя», «Досылка снаряда», «Досылка заряда», «Открытие затвора», «Закрытие затвора». Причем некоторые операции выполнялись дважды — первый раз при досылке снаряда, а второй — при досылке заряда, а «поворот досылателя» мог быть влево и вправо. Начинающему замковому было непросто освоить все операции. Хотя его ошибка исключалась благодаря наличию электрических блокировок, это приводило к снижению скорострельности. Теперь на пульте замкового остались только две кнопки — «Досылка снаряда» и «Досылка заряда». Причем даже затвор после выстрела стал открываться автоматически.
Здесь также не обошлось без курьезов. Как-то на полигон Ржевка, где находился первый образец модернизированного орудия, были срочно приглашены специалисты КБ-3 для устранения выявившегося дефекта — не открывался затвор. Целый день специалисты «прозванивали» хитросплетение проводов, датчиков, но затвор не открывался, пока один из них не вспомнил, что по завершении цикла заряжания затвор может открыться только после произведенного выстрела. Иными словами — он и не должен был открываться. Экипаж и присутствующие военные никак не могли понять, почему эти серьезные специалисты хохочут как сумасшедшие, хлопают друг друга по плечу и показывают друг другу палец у виска. «Серьезный дефект» был устранен через пару минут. В дальнейшем для проведения тренировок расчетов без использования снарядов и зарядов эта операция была продублирована.