Производство 122-мм гаубиц М-30 на «Уралмаше» (заводе №9, г.Свердловск) в годы войны. На фото слева хорошо видно устройство верхнего станка лафета с уравновешивающим механизмом, механизмами наводки, коническим штырем.
Гаубицы М-30, выпущенные сверх плана для защитников Ленинграда, подготовлены к отправке с завода. 1943 г. На орудия нанесена камуфляжная окраска.
Проверка гаубиц М-30 перед сдачей. Обратите внимание на сварные станины лафета. |
Гусеничный бронетранспортер «Тип 63» с гаубицей «Тип 54». |
Много позже, когда зашла в тупик работа над 122-мм авиадесантируемой САУ «Фиалка», Ф.Ф. Петров предлагал установить на шасси БМД орудие с баллистикой старой доброй М-30, но предпочтение все же отдали 120-мм универсальному орудию (так появилась «Нона-С»).
М-30 использовалась для вооружения боевых машин и в других странах. Немцы осуществили разовую переделку трофейного французского тягача Lorraine в САУ с установкой трофейной 122-мм гаубицы обр. 1938 г. В Китае разработали САУ на базе гусеничного бронетранспортера «Тип 63» с гаубицей «Тип 54».
Объемы выпуска 122-мм гаубиц М-30 можно назвать типичными для орудий Великой Отечественной войны, которые по своим характеристикам удовлетворяли армейское руководство и после ее окончания. Резкий количественный рост производства в 1942 г. был вызван острой необходимостью восполнения катастрофических потерь предыдущего года, затем имело место некоторое снижение, обусловленное сразу несколькими факторами. Среди них — поставки вращающихся частей орудий для вооружения САУ СУ-122 и СГ-122, появление на свет Д-1, не такие огромные потери на фронте, как в 1941 г. Технологичность изготовления орудия постоянно улучшалась, что вместе с его подходящей для массового изготовления конструкцией привело даже к нехватке для новых М-30 тягачей.
Данное обстоятельство отчасти стимулировало разработку боевых машин, вооруженных именно этой системой, имеющейся в значительных количествах. Тут Ф.Ф. Петров и его сотрудники попали, что называется, «в яблочко». После войны завод №9 продолжал выпуск М-30 небольшими сериями для замены в Советской Армии изношенных орудий этого типа и для поставок в вооруженные силы новых союзников и «государств-клиентов» СССР на международной арене. В 1955 г., когда на испытания вышла 122-мм гаубица Д-30, производство М-30 было завершено.
Год |
1940 |
1941 |
1942 |
1943 |
1944 |
1945 |
1946 |
1947 |
Итого |
Изготовлено, шт. |
639 |
2762 |
4240 |
3770 |
3485 |
2630 |
210 |
200 |
19266 |
Год |
1948 |
1949 |
1950 |
1951 |
1952 |
1953 |
1954 |
1955 |
|
Изготовлено, шт. |
200 |
250 |
- |
300 |
100 |
100 |
280 |
100 |
По лицензии 122-мм гаубицу обр. 1938 г. выпускали в КНР под обозначением «Тип 54» и в Польше на предприятии Huta Stalowa Wola как 122 mm haubica wz. 1938. Встречающиеся утверждения о ее производстве в Венгрии, Болгарии, ГДР нуждаются в проверке. Достоверно известно, что упомянутые выше страны-участницы Варшавского Договора проводили свои собственные модернизации М-30 и между ними были случаи передачи друг другу гаубиц этого типа.