Оглавление

122HM-30045.jpg    122HM-30049.jpg

Производство 122-мм гаубиц М-30 на «Уралмаше» (заводе №9, г.Свердловск) в годы войны. На фото слева хорошо видно устройство верхнего станка лафета с уравновешивающим механизмом, механизмами наводки, коническим штырем.

  122HM-30048.jpg

Гаубицы М-30, выпущенные сверх плана для защитников Ленинграда, подготовлены к отправке с завода. 1943 г. На орудия нанесена камуфляжная окраска.

122HM-30047.jpg 122HM-30046.jpg

Проверка гаубиц М-30 перед сдачей. Обратите внимание на сварные станины лафета.

Гусеничный бронетранспортер «Тип 63» с гаубицей «Тип 54».

Много позже, когда зашла в тупик работа над 122-мм авиадесантируемой САУ «Фиалка», Ф.Ф. Петров предлагал установить на шасси БМД орудие с баллистикой старой доброй М-30, но предпочтение все же отдали 120-мм универсальному орудию (так появилась «Нона-С»).

М-30 использовалась для вооружения боевых машин и в других странах. Немцы осуществили разовую переделку трофейного французского тягача Lorraine в САУ с установкой трофейной 122-мм гаубицы обр. 1938 г. В Китае разработали САУ на базе гусеничного бронетранспортера «Тип 63» с гаубицей «Тип 54».

Производство

Объемы выпуска 122-мм гаубиц М-30 можно назвать типичными для орудий Великой Отечественной войны, которые по своим характеристикам удовлетворяли армейское руководство и после ее окончания. Резкий количественный рост производства в 1942 г. был вызван острой необходимостью восполнения катастрофических потерь предыдущего года, затем имело место некоторое снижение, обусловленное сразу несколькими факторами. Среди них — поставки вращающихся частей орудий для вооружения САУ СУ-122 и СГ-122, появление на свет Д-1, не такие огромные потери на фронте, как в 1941 г. Технологичность изготовления орудия постоянно улучшалась, что вместе с его подходящей для массового изготовления конструкцией привело даже к нехватке для новых М-30 тягачей.

Данное обстоятельство отчасти стимулировало разработку боевых машин, вооруженных именно этой системой, имеющейся в значительных количествах. Тут Ф.Ф. Петров и его сотрудники попали, что называется, «в яблочко». После войны завод №9 продолжал выпуск М-30 небольшими сериями для замены в Советской Армии изношенных орудий этого типа и для поставок в вооруженные силы новых союзников и «государств-клиентов» СССР на международной арене. В 1955 г., когда на испытания вышла 122-мм гаубица Д-30, производство М-30 было завершено.

Объемы производства 122-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-30)

Год

1940

1941

1942

1943

1944

1945

1946

1947

Итого

Изготовлено, шт.

639

2762

4240

3770

3485

2630

210

200

19266

Год

1948

1949

1950

1951

1952

1953

1954

1955

Изготовлено, шт.

200

250

-

300

100

100

280

100

По лицензии 122-мм гаубицу обр. 1938 г. выпускали в КНР под обозначением «Тип 54» и в Польше на предприятии Huta Stalowa Wola как 122 mm haubica wz. 1938. Встречающиеся утверждения о ее производстве в Венгрии, Болгарии, ГДР нуждаются в проверке. Достоверно известно, что упомянутые выше страны-участницы Варшавского Договора проводили свои собственные модернизации М-30 и между ними были случаи передачи друг другу гаубиц этого типа.

Оглавление