Оглавление

Отдельно необходимо упомянуть танковые и самоходные орудия с баллистикой 122-мм гаубицы обр. 1938 г. Чисто конструктивно их качающаяся часть сильно отличалась от М-30, но часть деталей была все же заимствована от последней. К специфике 122-мм короткоствольных артиллерийских систем, предназначенных для установки в боевую машину, следует отнести более компактные противооткатные устройства, клиновый затвор у поздних образцов, отсутствие уравновешивающего механизма и наличие телескопического прицела, поскольку основным их предназначением являлась стрельба прямой наводкой.

122HM-30039.jpg

Опытный тяжелый танк КВ-9.

122HM-30040.jpg

Опытный танк ИС №2 («Объект 234»).

Первыми шагами в этом направлении стала разработка тяжелого танка КВ-9. Он должен был стать заменой «KB с большой башней», позднее переименованному в КВ-2. Военных не удовлетворяла большая масса КВ-2, приводившая к перегрузке и поломкам трансмиссии, а также к малой подвижности машины. Вооружение танка очень мощной 152-мм гаубицей М-10Т также не было лишено недостатков: огонь из орудия можно было вести только с места. Высокий силуэт тоже трудно отнести к числу достоинств КВ-2. Исходя из этого, конструктор Н.В. Курин работал над проектом облегченного штурмового танка, вооруженного 122-мм танковой гаубицей У-11 разработки «Уралмаша». Его развитие не остановила и начавшаяся Великая Отечественная война, но ввиду падения качества изготовления трансмиссии KB военного выпуска даже облегченный вариант штурмового танка оказался для последней «слишком тяжелым». Работы по КВ-9 были прекращены.

122HM-30041.jpg

Самоходная артиллерийская установка СУ-122.

Однако идея не умерла. В связи с разработкой нового перспективного танка КВ-13, в котором конструкция трансмиссии была серьезно переработана по сравнению с серийными «Климами Ворошиловыми», на повестку дня вновь встал вопрос о его штурмовом варианте. Когда дело дошло до практической реализации, то «чертову дюжину» по настоянию директора Челябинского Кировского завода И.М. Зальцмана уже успели переименовать в «Иосифа Сталина». Опытный танк ИС №2 «Объект 234» получил башню от КВ-9 с упомянутой 122-мм гаубицей У-11. Но в дальнейшем у танкостроителей и артиллерийских конструкторов работы сосредоточились на вооружении тяжелых штурмовых танков 152-мм гаубицей. Не без личного участия самого Верховного Главнокомандующего фактически произошел возврат к реинкарнации КВ-2 уже на базе KB-1с. Менее мощные 122-мм танковые гаубичные системы отошли на второй план, а после итогов Курской битвы Ф.Ф. Петров предложил вооружить перспективный танк ИС 122-мм пушкой А-19 (точнее Д-25, но всерьез рассматривался вариант и с полевой предшественницей). Это опять-таки получило одобрение у И.В. Сталина, и тема специализированного штурмового танка сильно потеряла в актуальности в свете будущего производства столь мощной и универсальной по применению боевой машины. Кроме того, сразу же был запланирован выпуск штурмовой САУ со 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20 на базе танка ИС, полный аналог уже хорошо себя зарекомендовавшей в боях СУ-152.

И тут на сцену вновь вышла гаубица М-30, причем в весьма своеобразном амплуа — могильщицы всех работ по танковым 122-мм и 152-мм орудиям с низкой баллистикой. Из нее на полигоне был обстрелян трофейный танк, и на дистанции 500—600 м ни один из 15 выпущенных снарядов в цель не попал. Большое рассеивание и возможность несоосности линии визирования панорамного прицела с линией выстрела сыграли свою роль в выпадении такого результата в последовательности случайных событий «попадание или промах». Пусть и не сразу, но такой итог тестовых стрельб стал одним из решающих аргументов в постановлении о прекращении работ по этому классу артиллерийских систем.

Параллельно летом 1943 г. на «Уралмаше» и заводе №9 велись работы над специализированным вариантом 122-мм гаубицы для вооружения самоходно-артиллерийских установок (САУ). Это орудие под индексом Д-6 и вооруженную им САУ СУ-122-III  постигла неудачная судьба. На государственных испытаниях у Д-6 сломался накатник, а после них срочно потребовалась доработка 85-мм пушки Д-5, на которую перебросили инженерно-конструкторский персонал завода №9. Потом же последовало упомянутое выше постановление. Несколько более подробно вопросы про САУ со 122-мм гаубицей М-30 или с равноценными ей по баллистике артиллерийскими системами освещены в следующей, посвященной им главе.

Оглавление