Оглавление

У первых опытных образцов М-30 и поршневой затвор работал не лучшим образом из-за неправильно сделанных гильз с диаметром, большим диаметра каморы. Но после подачи кондиционных гильз ситуация нормализовалась. Максимальная скорострельность же с ним была вполне удовлетворительной — 5—6 выстр./мин. Это не так уж плохо по сравнению с аналогичной характеристикой легкой немецкой 105-мм гаубицы le.FH.18 с горизонтальным клиновым затвором — 6—8 выстр./мин. А во многих случаях такой темп огня и вовсе не рекомендуется, поскольку он приводит к быстрому износу ствола и падению точности стрельбы.

Вторым важным обстоятельством является собственно выбор М-30 из трех представленных АУ 122-мм опытных гаубиц — разработки Уральского машиностроительного завода («Уралмаш», г. Свердловск, ныне УЗТМ), завода №172 им. В.М. Молотова («Мотовилиха», г. Пермь) и завода №92 (г. Горький, ныне «Нижегородский машиностроительный завод»). И если система У-2 разработки «Уралмаша» объективно уступала по своим баллистическим характеристикам М-30, то вопрос о том, почему последней отдали предпочтение перед горьковской гаубицей Ф-25 конструкции Василия Гавриловича Грабина, является открытым. А.Б. Широкорад в своем труде о жизни В.Г. Грабина выдвигает в связи с этим следующие тезисы:
-  системы Ф-25 и М-30 обладали равной баллистикой, исходя из одинаковых длин стволов и объемов зарядных камор; первая имела большие углы горизонтальной и вертикальной наводки;
-  Ф-25 демонстрировала однозначно лучшую мобильность в свете меньшей массы, что в известной степени было достигнуто использованием модифицированного лафета от 76-мм пушки Ф-22 и ствольной группы с дульным тормозом;
-  на том же лафете проектировалась 95-мм пушка Ф-28, дуплекс из нее и Ф-25 мог стать лучшим в своем классе;
- увлечение В.Г. Грабиным разработкой 107-мм артиллерийских систем остановило доводку Ф-25 и Ф-28, а руководство настояло на запуске в валовое производство на заводе №92, где он работал, именно М-30, посему потребовалось еще и отвлечение сил на доводку и организацию выпуска последней.

Хронология создания и производства 122-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-30)

Сентябрь 1937 г.

Начало инициативной разработки в КБ Мотовилихинского завода (завод №172) под руководством Ф.Ф. Петрова проекта 122-мм гаубицы под индексом М-30.

20 декабря 1937 г. — 1 января 1938 г.

Рассмотрение проекта в ГАУ, выдача разрешения на постройку опытного образца.

31 марта 1938 г.

Завершение постройки опытного образца.

31 марта — 20 августа 1938 г.

Заводские испытания опытного образца.

11 сентября — 1 ноября 1938 г.

Полигонные испытания М-30 на АНИОП: израсходовано 2452 выстрела, пройдено 2500 км. Система полигонные испытания не выдержала, но направлена на войсковые испытания.

27 ноября 1938 г.

Завершение постройки трех доработанных по результатам испытаний опытных образцов М-30.

22 декабря 1938 г. - 10 января 1939 г.

Войсковые испытания М-30. Система войсковые испытания выдержала, однако требует дальнейших доработок с последующими полигонными испытаниями. ГАУ утверждает чертежи гаубицы для серийного производства.

Лето 1939 г.

Повторные войсковые испытания М-30.

29 сентября 1939 г.

Постановление Комитета обороны при СНК СССР о принятии М-30 на вооружение под официальным названием «122-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.»

1940 г.

Начало серийного производства гаубицы М-30 на заводах №92 и орудийном производстве «Уралмаша» (будущий завод №9), издание штатных таблиц стрельбы № 146. Завершение серийного производства М-30 на заводе №92 после постройки 500 орудий.

1942 г.

Пиковый объем производства за годы выпуска — 4240 орудий.

Апрель—май 1942 г.

Разработка на заводе №592 в Мытищах проекта 122-мм самоходной гаубицы СГ-122 на базе трофейной САУ Sturmgeschutz III.

Июнь 1942 г.

Изготовление на заводе №592 опытного образца СГ-122.

Лето 1942 г.

Разработка Н.В. Куриным проекта У-33 установки М-30 в САУ на базе среднего танка Т-34.

19 октября 1942 г.

Постановление Государственного Комитета обороны №2429сс о разработке заводом №592 и «Уралмашем» самоходных 122-мм гаубиц.

30 ноября 1942 г.

Постройка на «Уралмаше» опытного образца 122-мм гаубицы У-35 на базе среднего танка Т-34.

5-19 декабря 1942 г.

Испытания обоих образцов САУ на Гороховецком артиллерийском полигоне. Принятие на вооружение РККА У-35 под обозначением СУ-122, «узаконивание» уже проведенных заводом №592 по собственной инициативе работ по переделке трофейной техники в СГ-122.

Декабрь 1942 г.

Начало серийного производства СУ-122 на «Уралмаше» и «официальное» начало конверсии трофейных машин в СГ-122 на заводе №592.

Январь 1943 г.

Завершение конверсии трофейных машин в САУ СГ-122. Всего переоборудовано 26 единиц, включая опытный образец.

Август 1943 г.

Завершение серийного производства СУ-122. Всего выпущено 638 САУ.

1950 г.

Годичный перерыв в серийном производстве М-30.

1955 г.

Завершение серийного производства М-30. Всего построено 19266 орудий.

Автор рискнет предложить свою интерпретацию произошедшего. Равенство длин стволов и объемов камор говорит только об идентичности потенциальных возможностей М-30 и Ф-25. Для утверждения о совпадающей реальной баллистике неплохо было бы знать еще и характеристики их метательных зарядов или максимальную начальную скорость. Последняя для всех трех систем приведена в упомянутой выше книге, и для М-30 она отличается в большую сторону от значения, указанного в таблицах стрельбы для серийных орудий. Попутно стоит заметить, что опытные образцы М-30 были несколько легче гаубиц, принятых в производство. Согласно этим данным, М-30 выигрывает по максимальной скорости у Ф-25 целые 15 м/с, или 3%! Это очень немного и в пересчете на дальность стрельбы даст максимум пару-тройку сотен метров преимущества. Но чисто формально утверждение в «Журнале артиллерийского комитета» №086 от 23 марта 1939 г., что «122-мм гаубица Ф-25, разработанная заводом №92 в инициативном порядке, для ГАУ в настоящее время интереса не представляет, так как уже закончены полигонные и войсковые испытания гаубицы М-30, более мощной, чем Ф-25», обретает базу. А формализм в различного рода инстанциях — сила страшная, особенно когда нет понятия о порядке различающихся величин.

122HM-30010.jpg

122-мм гаубица М-30.

Оглавление