У первых опытных образцов М-30 и поршневой затвор работал не лучшим образом из-за неправильно сделанных гильз с диаметром, большим диаметра каморы. Но после подачи кондиционных гильз ситуация нормализовалась. Максимальная скорострельность же с ним была вполне удовлетворительной — 5—6 выстр./мин. Это не так уж плохо по сравнению с аналогичной характеристикой легкой немецкой 105-мм гаубицы le.FH.18 с горизонтальным клиновым затвором — 6—8 выстр./мин. А во многих случаях такой темп огня и вовсе не рекомендуется, поскольку он приводит к быстрому износу ствола и падению точности стрельбы.
Вторым важным обстоятельством является собственно выбор М-30 из трех представленных АУ 122-мм опытных гаубиц — разработки Уральского машиностроительного завода («Уралмаш», г. Свердловск, ныне УЗТМ), завода №172 им. В.М. Молотова («Мотовилиха», г. Пермь) и завода №92 (г. Горький, ныне «Нижегородский машиностроительный завод»). И если система У-2 разработки «Уралмаша» объективно уступала по своим баллистическим характеристикам М-30, то вопрос о том, почему последней отдали предпочтение перед горьковской гаубицей Ф-25 конструкции Василия Гавриловича Грабина, является открытым. А.Б. Широкорад в своем труде о жизни В.Г. Грабина выдвигает в связи с этим следующие тезисы:
- системы Ф-25 и М-30 обладали равной баллистикой, исходя из одинаковых длин стволов и объемов зарядных камор; первая имела большие углы горизонтальной и вертикальной наводки;
- Ф-25 демонстрировала однозначно лучшую мобильность в свете меньшей массы, что в известной степени было достигнуто использованием модифицированного лафета от 76-мм пушки Ф-22 и ствольной группы с дульным тормозом;
- на том же лафете проектировалась 95-мм пушка Ф-28, дуплекс из нее и Ф-25 мог стать лучшим в своем классе;
- увлечение В.Г. Грабиным разработкой 107-мм артиллерийских систем остановило доводку Ф-25 и Ф-28, а руководство настояло на запуске в валовое производство на заводе №92, где он работал, именно М-30, посему потребовалось еще и отвлечение сил на доводку и организацию выпуска последней.
Хронология создания и производства 122-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-30) |
|
Сентябрь 1937 г. |
Начало инициативной разработки в КБ Мотовилихинского завода (завод №172) под руководством Ф.Ф. Петрова проекта 122-мм гаубицы под индексом М-30. |
20 декабря 1937 г. — 1 января 1938 г. |
Рассмотрение проекта в ГАУ, выдача разрешения на постройку опытного образца. |
31 марта 1938 г. |
Завершение постройки опытного образца. |
31 марта — 20 августа 1938 г. |
Заводские испытания опытного образца. |
11 сентября — 1 ноября 1938 г. |
Полигонные испытания М-30 на АНИОП: израсходовано 2452 выстрела, пройдено 2500 км. Система полигонные испытания не выдержала, но направлена на войсковые испытания. |
27 ноября 1938 г. |
Завершение постройки трех доработанных по результатам испытаний опытных образцов М-30. |
22 декабря 1938 г. - 10 января 1939 г. |
Войсковые испытания М-30. Система войсковые испытания выдержала, однако требует дальнейших доработок с последующими полигонными испытаниями. ГАУ утверждает чертежи гаубицы для серийного производства. |
Лето 1939 г. |
Повторные войсковые испытания М-30. |
29 сентября 1939 г. |
Постановление Комитета обороны при СНК СССР о принятии М-30 на вооружение под официальным названием «122-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.» |
1940 г. |
Начало серийного производства гаубицы М-30 на заводах №92 и орудийном производстве «Уралмаша» (будущий завод №9), издание штатных таблиц стрельбы № 146. Завершение серийного производства М-30 на заводе №92 после постройки 500 орудий. |
1942 г. |
Пиковый объем производства за годы выпуска — 4240 орудий. |
Апрель—май 1942 г. |
Разработка на заводе №592 в Мытищах проекта 122-мм самоходной гаубицы СГ-122 на базе трофейной САУ Sturmgeschutz III. |
Июнь 1942 г. |
Изготовление на заводе №592 опытного образца СГ-122. |
Лето 1942 г. |
Разработка Н.В. Куриным проекта У-33 установки М-30 в САУ на базе среднего танка Т-34. |
19 октября 1942 г. |
Постановление Государственного Комитета обороны №2429сс о разработке заводом №592 и «Уралмашем» самоходных 122-мм гаубиц. |
30 ноября 1942 г. |
Постройка на «Уралмаше» опытного образца 122-мм гаубицы У-35 на базе среднего танка Т-34. |
5-19 декабря 1942 г. |
Испытания обоих образцов САУ на Гороховецком артиллерийском полигоне. Принятие на вооружение РККА У-35 под обозначением СУ-122, «узаконивание» уже проведенных заводом №592 по собственной инициативе работ по переделке трофейной техники в СГ-122. |
Декабрь 1942 г. |
Начало серийного производства СУ-122 на «Уралмаше» и «официальное» начало конверсии трофейных машин в СГ-122 на заводе №592. |
Январь 1943 г. |
Завершение конверсии трофейных машин в САУ СГ-122. Всего переоборудовано 26 единиц, включая опытный образец. |
Август 1943 г. |
Завершение серийного производства СУ-122. Всего выпущено 638 САУ. |
1950 г. |
Годичный перерыв в серийном производстве М-30. |
1955 г. |
Завершение серийного производства М-30. Всего построено 19266 орудий. |
Автор рискнет предложить свою интерпретацию произошедшего. Равенство длин стволов и объемов камор говорит только об идентичности потенциальных возможностей М-30 и Ф-25. Для утверждения о совпадающей реальной баллистике неплохо было бы знать еще и характеристики их метательных зарядов или максимальную начальную скорость. Последняя для всех трех систем приведена в упомянутой выше книге, и для М-30 она отличается в большую сторону от значения, указанного в таблицах стрельбы для серийных орудий. Попутно стоит заметить, что опытные образцы М-30 были несколько легче гаубиц, принятых в производство. Согласно этим данным, М-30 выигрывает по максимальной скорости у Ф-25 целые 15 м/с, или 3%! Это очень немного и в пересчете на дальность стрельбы даст максимум пару-тройку сотен метров преимущества. Но чисто формально утверждение в «Журнале артиллерийского комитета» №086 от 23 марта 1939 г., что «122-мм гаубица Ф-25, разработанная заводом №92 в инициативном порядке, для ГАУ в настоящее время интереса не представляет, так как уже закончены полигонные и войсковые испытания гаубицы М-30, более мощной, чем Ф-25», обретает базу. А формализм в различного рода инстанциях — сила страшная, особенно когда нет понятия о порядке различающихся величин.
122-мм гаубица М-30.