Одновременно ведутся исследовательские и конструкторские работы по усовершенствованию самой ракеты AMRAAM, включая придание ей способности запуска с различных ПУ. Так, 25 марта 2009 г. в рамках программы создания единой пусковой установки был выполнен успешный запуск двух ракет AMRAAM с ПУ системы залпового огня HIMARS.
Проводятся и работы по радикальной модернизации AMRAAM с целью доведения ее дальности действия при старте с земли до 40 км — аналогичной ракетам MIM-23B, используемым в составе Improved Hawk. Особенностями этой разработки, обозначенной SL-AMRAAM ER, должны стать двигательная установка корабельной зенитной ракеты ESSM (RIM-162), более мощная боевая часть, а также активная Рл-ГСН, способная взаимодействовать с различными РЛС и системами командного управления.
Первый этап, завершившийся 29 мая 2008 г. бросковым пуском первого образца ракеты на норвежском полигоне Андойа, был выполнен Raytheon и норвежскими фирмами Kongsberg и Nammo в инициативном порядке. Как отмечается, в дальнейшем эти работы могут позволить создать новую ЗУР средней дальности для наземной системы ПВО (в том числе и совместимую с ЗРК Patriot) и новую корабельную ЗУР, совместимую со средствами Aegis.
Несомненно, что успешный ход работ SL-AMRAAM ER может вызвать значительный интерес среди разработчиков других перспективных систем ПВО (например, MEADS, предназначенной для замены HAWK и создаваемой консорциумом, в состав которого входят американская компания Lockheed Martin и европейские MBDA-Италия, EADS и LFK).
Планируется, что серийное производство MEADS начнется в 2011 г., а принятие на вооружение — в 2012 г. Впрочем, министерством обороны США рассматривается возможность скорейшего введения в строй ряда элементов MEADS с целью устранения обозначившейся во время боевых действий в Ираке проблемы малой мобильности ЗРК Patriot. По мнению специалистов, пусковая установка MEADS, оборудование боевого управления и контроля, способные транспортироваться на самолетах С-130 и А400М, могут сделать Patriot более мобильным.
Следует отметить, что на начальных этапах этой программы нередко встречались сложности в вопросах о сроках работ и взаимной передачи технологий. Европейские участники MEADS International неоднократно заявляли, что американцы склонны рассматривать передачу технологий только как односторонний процесс, направленный из США в Европу. В то же время именно европейские технологии были приняты как базовые для изготовления приемопередающих модулей Х-диапазона для антенны многофункциональной РЛС, которая будет изготавливаться фирмой Lockheed Martin. Еще одной проблемой для разработчиков MEADS по-прежнему остается высокая стоимость ракет РАС-3 MSE, что может привести к тому, что в значительном количестве случаев этот комплекс будет использоваться для отражения атак ЛА, имеющих меньшую стоимость, чем стоимость самой ЗУР.
Для устранения этого противоречия рядом фирм были сделаны предложения по адаптации уже существующих ракет для их интеграции в состав MEADS. Так, отмечается интерес США к использованию в составе MEADS в дополнение к РАС-3 MSE ракет AMRAAM, а немецкая компания BGT интенсивно продвигает идею применения в этом качестве наземного варианта авиационной ракеты IRIS-T, над которой работает компания Diehl BGT Defence.
Разработка ЗУР IRIS-T, изначально предназначавшейся для вооружения самолетов типа Eurofighter и Tornado, велась рядом фирм во главе с немецкой BGT с 1995 г. В конструкции этой ракеты используется ряд перспективных решений, в том числе - сканирующая ИК-ГСН, дистанционный взрыватель, оптимизирующий место подрыва боевой части, и осколочная боевая часть с фрагментами двух размеров для максимизации ее эффективности против различных целей. В середине 2002 г. завершились испытательные пуски IRIS-T, и в настоящее время ведется ее серийное производство.
По мнению специалистов BGT, ракета IRIS-T может быть модифицирована для обеспечения ее запуска с земли путем установки на нее стартового ускорителя или использования большего по размерам маршевого двигателя, что позволит ей достичь дальности действия 30 км. Кроме того, для улучшения аэродинамических характеристик ракета могла бы стартовать с отделяемым в полете носовым обтекателем, чтобы обеспечить эффективную работу ИК-ГСН в районе цели. При этом передача данных будет осуществляться от наземных РЛС, которые будут выводить ракету в зону перехвата, где должен осуществляться захват цели ИК-ГСН. В качестве пусковой установки разработчики предполагают использовать Мерседес-Benz Unimog 5000, на котором могло бы устанавливаться до восьми ракет.
Пусковая установка комплекса MEADS.