Оглавление

ZRkmod003.jpg

Пуск корабельной ЗРК Standard-3 (SM-3).

Одновременно фирма Lockheed-Martin ведет работы по изучению возможности использования РАС-3 MSE в качестве основного огневого средства системы MEADS. Предлагается также корабельная версия этой ракеты.

Параллельно с Lockheed-Martin свои пути увеличения эффективности ракет ЗРК Patriot исследует фирма Raytheon. Еще в 2002 г. Raytheon выступила с рядом новых предложений, наиболее амбициозным среди которых стало создание нового варианта ракеты - «РАС-2 прямого попадания» (РАС-2 Hit-to-Kill). В соответствии с ним ракеты более ранних вариантов Patriot могут быть усовершенствованы за счет придания им способности прямого попадания в цель, аналогично РАС-3, а также путем увеличения их поражающей способности. Программой подобной модернизации предусматривается установка на ракете активной РлГСН, замена боевой части, введение двигательной установки типа DACS и усовершенствование программного обеспечения ракеты.

Выбор для проведения подобной модернизации ранних вариантов ракет Patriot объяснялся ее большими по сравнению с РАС-3 дальностью полета и высотой поражения, а также тем, что стоимость модернизированной ракеты не превысит четверти стоимости РАС-3. Однако в министерстве обороны США эти инициативы фирмы Raytheon поддержки не нашли.

Наиболее амбициозная американская программа создания корабельных средств ПРО базируется на использовании ракет Standard-3 (SM-3). Ее отличием от предыдущих вариантов Standard является оснащение двигателем третьей ступени Мк.136 и боевой ступенью кинетического поражения Мк.142. К настоящему времени выполнена серия испытаний SM-3, в процессе которых осуществлены перехваты ТБР-мишеней, находящихся в фазе набора высоты, в фазе спуска и полета отделившейся головной части, а также перехват вышедшего из-под контроля спутника. При этом перехват целей, как правило, проходил на высоте около 125 км, а энергия соударения боевой ступени SM-3 с ТБР-мишенью составляла 125—130 мДж, что эквивалентно «столкновению с 10-тонным тягачом, мчащимся со скоростью около 1000 км/ч».

В конце 2009 г. должны начаться испытания ракеты SM-3 блок 1В. Ее отличием от ранее испытанных вариантов будет использование усовершенствованной боевой ступени, оснащенной двухцветной ИК-ГСН с улучшенными оптическими характеристиками, двигательной установкой маневрирования и ориентации с регулируемой тягой (вместо «пульсирующей»), усовершенствованным процессором с улучшенными противопомеховыми свойствами.

В ходе дальнейших работ, выполнение которых предусматривается в сотрудничестве с японскими фирмами, характеристики SM-3 должны еще более вырасти. С этой целью SM-3 блок 2 (первое испытание которой намечено на 2012 г.) планируется оснастить усовершенствованными двигательными установками второй и третьей ступени, размеры которых будут доведены до максимально возможных, позволяющих ракетам разместиться в 8-ячеечной конструкции корабельной УВП Мк.41. По расчетам, эти двигатели позволят довести максимальную скорость нового варианта ракеты до 4,5 км/с. В случае же применения рассматриваемого в настоящее время варианта исполнения УВП в виде 6-ячеечного модуля, максимальный допустимый диаметр ракеты может достичь 660 мм. Это даст возможность оснастить ее боевой ступенью, входящей в настоящее время в составе противоракеты GBI, и довести максимальную скорость ракеты до 5 км/с.

В течение последних лет ракета SM-3 также не раз упоминалась в контексте развертывания европейского позиционного района ПРО, например, у берегов Италии, Польши и Румынии с целью перехвата баллистических ракет, запускаемых из государств Ближнего Востока. Существуют также концепции наземного размещения SM-3 на территории ряда европейских стран (в частности, в ФРГ и Турции) в комплексе с РЛС Х-диапазона, с задействованием стационарных и мобильных пусковых установок.

В свою очередь, американским агентством по ПРО изучается возможность использования ракет THAAD и РАС-3 (ADVCAP-3) в варианте авиационного базирования на самолете F-15 для перехвата ТБР, находящихся на активном участке траектории.

Значительным противоракетным потенциалом обладает и серия франко-итальянских ЗРК SAMP/T, базирующихся на использовании ракет Aster-15 и Aster-30. Работы над этими единственными в своем роде, полностью европейскими ЗРК стартовали к началу 1980-х гг. Отказавшись от американского участия в этой работе и, несмотря на огромную стоимость и высокий технический риск разработки, французы и итальянцы к середине 1990-х гг. добились весьма впечатляющих результатов, особенно в ракетной компоненте своей системы. Предвидя широкую направленность ее будущего использования — от борьбы с ТБР до уничтожения высокоточных ракетных средств — разработчики остановились на применении в составе SAMP/T модульных вариантов ракет Aster, отличающихся друг от друга лишь стартовыми ускорителями.

Оглавление