ТРАКТОРЫ НА ЛЕТНОЙ СЛУЖБЕ
Материал подготовил Александр Кириндас. Помощь в работе над статьей оказали В. Котельников и Г. Петров.
Использованы фото РГАКФД
Стремительное совершенствование авиации в первые годы своего существования потребовало соответствующего развития средств технического обслуживания и обеспечения. Появились бензо- и маслозаправщики, стартеры, передвижные мастерские и ряд других машин. Для аэродромной службы и выезда на места аварий стали применяться автомобили и аэросани. Одной из важных задач было внедрение транспортного средства для перевозки авиационных грузов, буксировки аэропланов и выполнения иных подобных задач. Уже в годы Первой мировой войны для нужд воздушной службы стали применяться тракторы.
В числе первых может быть отмечен опыт применения тракторов союзниками на Западном фронте.
В ноябре 1916 г. расквартированный на севере Франции 7А Squadron из 5-го крыла RNAS получил воздушные корабли «Handley Page» 0/100. Англичане возлагали большие надежды на авиацию, и к производству тяжелых бомбардировщиков была подключена фирма «Clayton & Shuttleworth».
К началу XX века это предприятие, ведущее свою историю с середины XIX века, относилось к числу промышленных лидеров Великобритании. Еще в 1845 г. фирмой был изготовлен паровой двигатель, в 1849 г. — молотилка, а в 1911 г. ассортимент выпускаемой продукции расширился за счет тракторов.
Бомбардировщики «Handley Page» обладали значительными массой и габаритами. При длине более 19 м и размахе крыла свыше 30 м они имели нормальную взлетную массу около 6350 кг, а потому их транспортировка гужевым транспортом или с использованием физической силы авиатехников была не самой простой задачей. В качестве средства аэродромной службы фирма предложила тракторы своей конструкции. Крохотный гусеничный трактор «Clayton 35 HP» успешно буксировал огромный аэроплан, облегчая работу десятков людей. Фирма производила такие тракторы до конца 1920-х гг. До наших дней сохранился трактор №5873 постройки 1917 г. и по меньшей мере четыре «Clayton 35 HP» послевоенного выпуска; все они находятся на ходу и периодически участвуют в различных шоу.
Трактор «Clayton 35 HP» буксирует бомбардировщик «Handley Page» 0/100.
Внедрение трактора, если не считать отдельных опытов, на аэродромную службу в нашей стране можно отнести ко второй половине 1920-х гг. В 1929 г. приняли штат, согласно которому Морская истребительная эскадрилья, Эскадрилья тяжелых машин, Авиапарки 1 -го и 2-го разряда должны были комплектоваться гусеничными тракторами. На практике же военные могли рассчитывать лишь на имеющиеся в наличии тракторы отечественного или иностранного производства, а потому первое время их типаж отличался известным разнообразием. Так, во Франции приобрели партию колесных тракторов «Шенар-Валкер» (tracteur Chenard et Walcker), шесть из которых поступили в ВВС. Также для нужд ВВС закупили полугусеничные тягачи «Ситроен-Кегресс» (по терминологии того времени - также тракторы). Однако поставки импортных машин никогда не были значительными по причине их чрезвычайной дороговизны, поэтому, например, «Кегрессов» в ВВС к 1931 г. имелось всего два экземпляра.
Трактор «Шенар-Валькер» буксирует самолет Р-1. |
Трактор «Фордзон» на пневматиках высокого давления вывозит серийный Р-5 на летные испытания. |
С началом отечественного тракторостроения в авиации стали использоваться «Фордзоны» ленинградского производства. Эти тракторы с колесами на грузоленте обладали неудовлетворительными сцепными свойствами, поэтому делались попытки замены колесного хода гусеничным, но эти опыты носили ограниченный характер, поскольку «Фордзон» считался маломощным и недостаточно прочным. Номинальный срок службы трактора, как правило, не превышал четырех лет, после чего он превращался в «металлический лом». Проведенные в Л ВО эксперименты позволили определить наиболее оптимальный тип трактора-тягача с колесами на пневматиках высокого давления. Такие машины оказались удивительными долгожителями — в 1940 г. на маневренных площадках черноморских гидроаэродомов еще можно было встретить «Фордзоны» ленинградской постройки.