Т-90С — машина для экспорта
Использованы фото из архива автора, ОАО «НПК « Уралвагонзавод», С. Суворова и А. Чирятникова.
Одновременно с работами по базовому танку «Объект 188» шло создание его экспортной версии — «Объект 188С», разрешенной к поставкам за рубеж указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. под наименованием «Т-90С». Основным отличием Т-90С от Т-90 стало некоторое снижение уровня защиты. Впрочем, это традиционное решение для экспортных машин. Однако даже в таком виде танк был очень хорошо защищен. Кроме того, имелись незначительные изменения в комплектации, а все служебные надписи были выполнены на английском языке.
Самые первые образцы «эСки» попали в танковые училища России, в которых проходили подготовку и переподготовку экипажи из стран-импортеров нашей боевой техники. Одним из учебных заведений, в числе первых получивших Т-90С, стал Челябинский танковый институт [1]. Однако с развертыванием широкого экспорта случилась заминка: активного продвижения на рынки эта машина тогда не получила. Госкомпания «Росвооружение» совместно с «Промтехэкспортом» делала ставку на Т-80У, считая его более экспортно привлекательным. По этим причинам сорвалось представление машины на выставке IDEX'93. На совещании по поводу участия российской делегации в выставке, состоявшемся 11 октября 1992 г. в Москве в департаменте оборонных отраслей Правительства РФ, предложение о показе Т-90С было забаллотировано: УВЗ и УКБТМ разрешили демонстрировать только Т-72С. Тагильчане не сдавались и всеми силами пробивали свою машину. Первая презентация Т-90С состоялась в июне 1997 г. на выставке IDEX'97 в Абу-Даби (ОАЭ). С этого времени Т-90С стал непременным участником многих выставок и показов вооружения.
Экспортный Т-90С обр. 1992 г. не имел внешних отличий от танков Российской Армии.