Рабочее места наводчика. Хорошо видны основной прицел 1Г46 и ночной прицел «Буран». Слева — блок управления системы 902А «Туча» и пульт включения защиты системы «Штора». | Рабочее место командира. На переднем плане — прицельно-наблюдательный комплекс ПНК-4С. Справа — блок переключателя режима работы и выбора боеприпасов. |
Вместо дизеля В-84-1, который устанавливался на танке Т-72Б (к недостаткам этого двигателя относились перегрев и прогар выпускного коллектора), на Т-90 используется усовершенствованный двигатель этого семейства — В-84МС. На выпускных коллекторах этого двигателя установлены сильфоны, смешивающие выхлопные газы с атмосферным воздухом, что улучшило температурный режим работы коллектора. Двигатели В-84МС также характеризуются большой надежностью. Например, на государственных испытаниях один из прототипов Т-90 отъездил межремонтный срок на одном двигателе. Кроме того, эти дизели отличаются многотопливностью и могут работать на дизельном топливе, бензине и керосине, причем без потери мощности. Небольшие потери возникают только при работе на бензине. Во время испытаний в Туркмении танки более 1500 км прошли на керосине РТ, поскольку на окружных складах не имелось ничего другого. Никаких претензий к работе двигателей не было [14].
Оборудование для радиосвязи состоит из УКВ радиостанции Р-163-50У и приемника Р-163-УП.
Т-90 имеет встроенное оборудование для самоокапывания, может работать с колейными минными тралами КМТ-7 или КМТ-8. Часть машин оборудуется платиками для установки бульдозерного отвала ТБС-86. Танк традиционно оснащается оборудованием для подводного вождения, благодаря чему может преодолевать по дну водные преграды шириной до 1000 м и глубиной до 5 м.
Необходимо подчеркнуть, что Т-90 разработан на основе тщательного изучения и осмысления тактики и стратегии применения танков в реальных условиях современного боя, с учетом многолетнего опыта войсковой эксплуатации танков типа Т-72 в различных странах мира, а также результатов длительных интенсивных испытаний в самых тяжелых условиях. Реализация в Т-90 ряда конструктивных разработок и мероприятий с внедрением современных и опережающих технологий предопределила новые возможности для ведения эффективных боевых действий, повысила эксплуатационную надежность и маневренность, а также позволила достигнуть комплексного повышения боевых и технических характеристик в 1,5 раза по сравнению с Т-72. В этом заслуга конструкторов УКБТМ В.И. Поткина, Н.А. Молоднякова, Ю.Н. Нейгебауэра, В.М. Быстрицкого, В.Д. Тумасова, Г.С. Горсевана, Э.Б. Вавилонского, А.Д. Будилова, B.C. Вихорева, Ю.Г. Кормильцева, В.И. Неверова, А.Г. Макеева, Г.А. Хейфица, НА. Абрамовского, ОА. Кураксы, Н.С. Давыденкова, В.И. Васильева, Ю.Н. Кондратьева, И.Н. Баранова, В.Т. Юринова, А.Г. Богомолкина, Н.Н. Макарова, Ю.А. Левковского, Г.Г. Останина, В.И. Этманова, В.В. Пилипчука и многих других.
Общее число выпущенных Т-90 составляет приблизительно 120 штук, включая опытные экземпляры. Первые 13 машин попали в различные учебные центры, а первый танковый полк из 94 танков Т-90 был сформирован в 21-й Таганрогской Краснознаменной ордена Суворова мотострелковой дивизии Сибирского военного округа. Следующей частью на Т-90 стала 5-я гвардейская Донская танковая дивизия, расквартированная в Бурятии: на ее вооружение поступило (ориентировочно) от роты до батальона Т-90 [15].
Однако в результате резкого сокращения ассигнований на оборону дальнейшее производство Т-90 для Российских Вооруженных Сил прекратилось. В середине 2000-х гг. в связи с общим реформированием армии почти все Т-90, находившиеся в Сибири, были передислоцированы на запад и поступили на комплектацию 2-й гвардейской Таманской мотострелковой дивизии и в учебные центры. При этом оказалось, что часть машин находится в крайне плохом техническом состоянии и требует немедленного ремонта, а часть и вовсе была разукомплектована [16]. Это произошло вследствие многочисленных нарушений уставов и положений о воинской службе, слабой подготовки как рядового, так и офицерского состава в смутные и тяжелые для России 1990-е гг.
Т-90К — командирский вариант
На основании поручения Государственной военно-промышленной комиссии СССР от 4 апреля 1991 г., в рамках ОКР «Самбук» [17], в КБ приступили к проектированию командирского варианта танка Т-90, получившего в опытной разработке наименование «Объект 188К». Танк предназначался для управления подчиненными подразделениями, связи с вышестоящими командирами, а также для ведения боевых действий в составе частей и подразделений и гибкого управления частями в ходе боевых действий как днем, так и ночью.
Основной объем общекомпоновочных работ по командирскому изделию выполнил ведущий конструктор В.И. Бундин. Количество блоков системы управления огнем и средств связи, размещаемых на «Объекте 188К», значительно возросло по сравнению с командирским вариантом танка Т-72Б. В связи с этим у В.И. Поткина возникли серьезные опасения по поводу возможности приемлемого размещения всей необходимой аппаратуры на новом изделии. Тем не менее, благодаря кропотливой и плодотворной работе, проведенной в кратчайшие сроки в КБ, этот сложный вопрос был успешно решен.