Оглавление

SuT54551202.jpg SuT54551206.jpg SuT54551207.jpg

Узел подвески танка «Объект 165» с различными вариантами конструкции опорного катка.

SuT54551203.jpg

Крепление воздухопитающей трубы ОПВТ на башне танка «Объект 165».

Одновременно с длиной корпуса увеличили ширину колеи танка на 60 мм за счет выноса из корпуса наружу кронштейнов балансиров и направляющих колес. Опоры балансиров для обеспечения увеличенного динамического хода выполнили с большим «зевом». Для уменьшения использования цветных металлов, снижения массы и стоимости (при сохранения заданного ресурса) вместо бронзовых втулок балансиров ввели втулки из поликапролактама.

Для гусеничного движителя были разработаны три варианта сборных опорных катков, состоявших из двух половин и соединявшихся между собой десятью стальными болтами. Первые два варианта имели наружный диск, отлитый из алюминиевого сплава, а внутренний — из стали. Между собой эти опорные катки отличались только конструкцией ступицы135. С целью исключения истирания и разрушения алюминиевого диска в местах соприкосновения его с гребнем гусеницы напрессовывалось стальное кольцо — реборда. В третьем варианте оба диска опорного катка отливались из стали. Крепление резинового массива к дискам катков выполнялось с помощью клея на Омском шинном заводе. Передние и задние опорные катки имели усиленные подшипники и балансиры. Для снижения нагрузок на первые опорные катки к ним были приближены вторые и третьи катки. В связи с увеличением колеи изменили некоторые размеры дисков ведущих колес, а их ступицы для лучшей центровки и стопорения установили на стальных конусах.

Варианты опорных катков с наружными алюминиевыми дисками прошли испытания на двух заводских образцах. На машинах установочной партии использовались опорные катки, заимствованные у серийного Т-55 (Т-62).

Каждая гусеница собиралась из 96 траков с уширенными проушинами и 96 хромированных, застопоренных с помощью колец, пальцев. В результате увеличения длины опорной поверхности гусениц среднее давление на грунт снизилось до 73,6 кПа (0,75 кгс/см2).

В системе электрооборудования в качестве основных источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторные батареи 6СТЭН-140М и генератор Г-6,5 мощностью 6,5 кВт. В отличие от Т-55, некоторые изменения претерпела прокладка электропроводов.

На базе танка «Объект 165» были разработаны проекты командирского танка «Объект 165К» и танка «Объект 165П» с усиленной противорадиационной защитой.

Танк «Объект 166» был создан на базе опытного танка «Объект 165» в марте-июле 1959 г. в КБ (отдел 520) завода №183 в Нижнем Тагиле под руководством главного конструктора Л.Н. Карцева. Первоначально машина разрабатывалась как новый средний танк, а затем как истребитель танков на той же базе. После рассмотрения проекта в ГКСМОТ в августе 1959 г. она была утверждена для изготовления опытных образцов и проведения испытаний. В I квартале 1960 г. завод №183 изготовил два опытных образца истребителя танков «Объект 166», которые в период с 13 апреля по 10 сентября 1960 г. прошли полигонно-войсковые испытания в объеме 2000 км пробега и 500 выстрелов каждый. После доработки конструкции по результатам испытаний (в направлении повышения эффективности стрельбы из пушки сходу, эффективности системы охлаждения двигателя и надежности работы генератора Г-5) один из опытных образцов в период с 20 марта по 8 мая 1961 г. успешно прошел контрольные испытания на НИИБТ полигоне и полигоне ГАУ (ГРАУ).

По результатам испытаний, учитывая значительное повышение боевых качеств среднего танка по сравнению с серийным Т-55 (за счет установки более мощной пушки), а также затянувшиеся работы по новому среднему танку «Объект 430» на Харьковском заводе им. В.А. Малышева, НИИБТ рекомендовал «Объект 166» на вооружение Советской Армии и серийное производство как новый средний танк136.

SuT54551204.jpg SuT54551205.jpg

Танк «Объект 166».
Боевая масса — 36,56 т; экипаж — 4 чел.; оружие: пушка — 115 мм, 2 пулемета — 7,62 мм; броневая защита — противоснарядная; мощность двигателя — 426 кВт (580 л.с); максимальная скорость — 50 км/ч.


135 Во втором варианте корпус ступицы был отлит заодно целое с внутренним диском опорного

136 Принят на вооружение Советской Армии под маркой «Средний танк Т-62» постановлением Совета Министров СССР №729-305 от 12 августа 1961 г. (приказ министра обороны СССР №221 от 6 сентября 1961 г.).

Оглавление