Оглавление

SuT54551199.jpg SuT54551200.jpg

Чертеж левого бака-стеллажа танка «Объект 165».

Разрез коробки передач танка «Объект 165» (проект).

Танк оснащался системами ПАЗ, ППО, ТДА и оборудованием для подводного вождения. При этом по сравнению с танком Т-55 несколько изменилась прокладка трубопроводов систем ППО и ТДА.

Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть и вспомогательное оборудование были заимствованы у Т-55 с незначительными изменениями.

Пуск дизеля В-55В осуществлялся с помощью сжатого воздуха от двух пятилитровых воздушных баллонов, подзарядка которых производилась компрессором АК-150ВС, имевшим привод от коробки передач. В качестве вспомогательного средства пуска служил стартер СТ-16М мощностью 11 кВт (15 л .с.). Для пуска двигателя в условиях низких температур окружающего воздуха на танке устанавливался форсуночный подогреватель с принудительной подачей топлива и цилиндрическим котлом. Теплопроизводительность подогревателя по сравнению теплопроизводительностью подогревателя танка Т-55 была увеличена вдвое. При температуре окружающего наружного воздуха -22°С подогреватель обеспечивал разогрев системы охлаждения до +80°С и пуск двигателя в течение 27 мин. Кроме того, подогреватель имел радиатор для обогрева боевого отделения.

В системе охлаждения двигателя применялся двенадцатилопастный вентилятор (вместо восемнадцатилопастного) с алюминиевым ободом. Для улучшения охлаждения двигателя внедрили водяной радиатор с гофрированными пластинами и увеличенной поверхностью охлаждения. Также увеличили поперечное сечение улитки для выброса воздуха вентилятором, поверхность охлаждения масляного радиатора и улучшили уплотнение радиатора и вентилятора. Однако, как показали испытания, установка двенадцатилопастного вентилятора привела к снижению расхода воздуха через радиатор на 5% и снизила эффективность системы охлаждения. Применение сетки на выходных жалюзи с усиленными ребрами дополнительно уменьшило расход воздуха еще на 2%.

В корпусе танка в районе МТО для улучшения охлаждения входного редуктора трансмиссии и подвода воздуха к воздухоочистителю располагались специальные щитки. Атмосферный воздух через отсек входных жалюзи, минуя радиатор, поступал непосредственно в воздухоочиститель и частично обдувал входной редуктор трансмиссии.

Емкость основных (забронированных) топливных баков составляла 650 л, наружных (дополнительных) — 280 л. Запас хода танка по шоссе достигал 500 км. Уменьшение емкости топливных баков-стеллажей на 25 л было обусловлено изменением их конструкции в связи с большими размерами артиллерийских выстрелов. Кроме того, была изменена схема подсоединения топливных баков.

Изменение угла наклона кормового листа корпуса привело к изменению конфигурации масляного бака (в котором установили пеногаситель) и к уменьшению его емкости на 5 л.

В соединении выпускных коллекторов двигателя с диффузорами эжекторов, а также на трубах эжекционного отсоса от воздухоочистителя устанавливались гофрированные патрубки сильфоны.

В трансмиссии машины применялись: усиленные входной редуктор и главный фрикцион (19 дисков трения вместо 17), коробка передач с торсионным валиком привода компрессора и усиленной шестерней третьей передачи (увеличили длину зубьев), два ПМП с ленточными тормозами, которые имели накладки из пластмассы К-15-6, и два бортовых редуктора с плавающими кольцами (на одном танке — со стальными, на другом — с бронзовыми).

В связи с увеличением количества дисков трения в главном фрикционе пересмотрели конструкцию его деталей, а также материал дисков трения. На первом опытном образце устанавливались диски трения, выполненные из стали 30ХГС, на втором — из стали 35. Величина выжима увеличилась с 6,5-7,5 мм до 7-8 мм.

Соединение входного редуктора с главным фрикционом осуществлялось с помощью разъемной муфты. Вместе с тем, увеличили длину шлицев зубчатых муфт и уменьшили зазоры в шлицах.

В ПМП ввели утолщенные диски фрикционов (5 мм вместо 3,2 мм) с соответствующим изменением остальных деталей и вал управления с кулаками нового профиля. Заменили материал барабана остановочного тормоза (со стали 40 на сталь 38ХС), уплотнительную крышку выполнили из алюминия и установили кольца выключения фрикциона с канавкой 19° вместо 15°.

Средняя скорость танка по шоссе составляла 26,6-34,2 км/ч, по грунтовой дороге — 19,8-24,8 км/ч.

Необходимо отметить, что в техническом проекте машины также предусматривался вариант механической коробки передач, в которой включение всех высших передач (начиная со второй) осуществлялось с помощью фрикционных элементов и системы гидросервоуправления. Главный фрикцион как таковой отсутствовал. Вместо него на ведущем валу коробки передач устанавливался планетарный ряд с блокировочным фрикционом и дисковым тормозом, размещавшимися в отдельном корпусе (прифланцовывался к коробке передач). Блокировочный фрикцион и дисковый тормоз также использовались при включении высших передач. Включение первой передачи и передачи заднего хода производилось при помощи зубчатой муфты. Зубчатый венец стартера крепился к зубчатке соединительной муфты коробки передач с двигателем.

В ходовой части машины использовалась подвеска с заневоленными торсионными валами и увеличенным динамическим ходом опорных катков (со 142 до 162 мм). При этом сами торсионы опустили на 23 мм, улучшили уплотнение их шлиц и кронштейнов. Заневоливание торсионов было выполнено на специальном стенде путем их пятикратной закрутки на угол 100°. Кроме того, установили гидравлические амортизаторы с увеличенной энергоемкостью прямого хода (с одним клапаном на лопасти) и измененные упоры для ограничения хода балансиров.

SuT54551201.jpg

Танк «Объект 165». Хорошо видна расстановка опорных катков сборной конструкции.

Оглавление