«Объект 155» являлся дальнейшим развитием серии танков Т-54. Он был создан летом 1957 г. в Нижнем Тагиле в КБ (отдел 520) завода №183 под руководством главного конструктора Л.Н. Карцева с учетом всех конструктивных изменений, введенных при серийном производстве Т-54А и Т-54Б. В том же году на заводе №183 изготовили два опытных образца танка, которые в течение зимы 1957 г. — весны 1958 г. прошли государственные испытания. Машина являлась предсерийным образцом танка Т-55131.
Общий вид танка «Объект 155».
По сравнению с серийным Т-54Б в танк «Объект 155» были внедрены следующие основные изменения:
- увеличен боекомплект основного оружия до 43 выстрелов вместо 34;
- отменена установка зенитного пулемета ДШКМ и укладка к нему боекомплекта;
- установлены усовершенствованные приборы ночного видения и гидропневмоочистка защитного стекла смотрового прибора механика-водителя;
- введена противоатомная защита экипажа и внутреннего оборудования от воздействия ударной волны;
- использована унифицированная автоматическая система противопожарного оборудования «Роса»;
- вместо дымовых шашек применена термическая дымовая аппаратура, которая обеспечивала многократную постановку непросматриваемой дымовой завесы длиной 250-400 м и стойкостью 2-4 мин.;
- повышена мощность двигателя с 382 до 426 кВт (с 520 до 580 л.с.) и увеличен гарантийный срок его работы до 350 ч;
- использованы баки-стеллажи для увеличения запаса возимого топлива (до 960 л вместо 812 л, в том числе забронированного топлива до 680 л вместо 532 л) и боекомплекта;
- увеличен запас хода танка на 40%, величина которого при движении по шоссе достигала 485-500 км;
- установлен воздушный компрессор АК-150С, исключавший необходимость замены отработанных воздушных баллонов на заряженные для обеспечения пуска двигателя сжатым воздухом и сохранения ресурса аккумуляторных батарей;
- введены двухрядные комбинированные бортовые редукторы.
Танк «Объект 155»
Боевая масса — 36 т; экипаж — 4 чел.; оружие: пушка — 100 мм, 2 пулемета — 7,62 мм; броневая защита — противоснарядная; мощность двигателя — 426 кВт (580 л.с); максимальная скорость — 50 км/ч.
131 Принят на вооружение Советской Армии постановлением Совета Министров СССР №493-230 от 8 мая 1958 г. (приказ министра обороны СССР №34 от 24 мая 1958 г.).