Общий вид танка «Объект 432» выпуска до июля 1964 г.
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №395-141 от 28 марта 1963 г. завод им. В.А. Малышева приступил к сборке установочной партии для проведения войсковых испытаний, а также к подготовке производства танка «Объект 432» по чертежно-технической документации главного конструктора. Одновременно с выпуском установочной партии в период с ноября 1963 г. по июль 1964 г. два ранее изготовленных заводских образца прошли третий этап вынужденных испытаний. Первые десять машин установочной партии были готовы к началу марта 1964 г., из них три танка в период с мая по июнь 1964 г. подверглись контрольным испытаниям, показавшим неудовлетворительные результаты. Тем не менее, продолжая выпуск машины, к 1 января 1966 г. завод им. В.А. Малышева изготовил 254 танка «Объект 432» (из них три предназначались под установку дизеля В-45 и впоследствии получили наименование «Объект 436»)104.
Танк «Объект 432» имел классическую схему компоновки с поперечным расположением двигателя и экипажем из трех человек. Особенностью компоновки являлась ее высокая плотность, а также минимальные габаритные показатели танка, особенно по высоте (2,17 м), что обеспечило ему наименьший забронированный объем из всех отечественных средних танков. Это было достигнуто за счет исключения заряжающего из состава экипажа и применения механизма заряжания, специально спроектированного двигателя малой высоты и наличия выштамповки в днище корпуса для размещения сиденья механика-водителя.
Отделение управления располагалось в носовой части корпуса. В центре отделения управления (по продольной оси машины) размещалось сиденье механика-водителя105, перед которым на днище корпуса были установлены рычаги управления поворотом, педаль подачи топлива и педаль трансмиссии (педаль отключения БКП). На верхнем наклонном листе носовой части корпуса перед сиденьем механика-водителя располагались гирополукомпас ГПК-59, коробка релейная распределительная КРР-2 и автомат АС-2 системы УА ППО, педаль остановочного тормоза, кран с клапаном гидропневмоочистки приборов наблюдения, клапан пуска двигателя сжатым воздухом, вентилятор обдува механика-водителя, две сигнальные лампы выхода пушки за габариты корпуса и светильник освещения избирателя передач.
Отделение управление танка «Объект 432». | Щиток приборов механика-водителя танка «Объект 432». |
Справа от сиденья механика-водителя на днище были установлены избиратель передач (рычаг переключения передач), влагосборник, кран отбора воздуха, а также правый топливный бак и бак-стеллаж с частью боекомплекта пушки. Впереди избирателя под правым топливным баком размещались два баллона со сжатым воздухом. Кроме того, на правом топливном баке крепились коробка управления нагнетателем КУВ-5, рентгенметр ДП-3Б, регулятор температуры РТС-27-4 электрообогрева приборов наблюдения, коробка динамического торможения КД-1 и распределительная коробка КРПУ системы ПАЗ.
Слева от сиденья механика-водителя на днище корпуса находились рукоятки приводов ручной подачи топлива и жалюзи системы охлаждения, носовой центробежный водооткачивающий насос с электромоторным приводом и краном переключения106, топливный фильтр, топливораспределительный кран, ручной топливоподкачивающий насос РНМ-1 и кран подачи топлива к подогревателю. Помимо этого, слева располагались левый топливный бак, щиток контрольных приборов и аккумуляторные батареи, над которыми крепились пускорегулирующая аппаратура и выключатель батарей. За аккумуляторными батареями размещались три баллона системы УА ППО.
104 На вооружение танк «Объект 432» был принят постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №982-321 от 30 декабря 1966 г. (приказ министра обороны СССР №2 от 2 января 1967 г.) и продолжал серийно производиться на заводе им. В.А. Малышева под маркой Т-64 до 1969 г. До принятия на вооружение при эксплуатации в войсках, в танковых училищах и в специальной технической литературе танк проходил как «Объект 166А». Всего за время серийного производства в 1964-1969 гг. изготовили 1291 танк Т-64 («Объект 432»).
105 Такое расположение упрощало вождение танка механиком-водителем, но усложняло его выход при определенных углах поворота башни.
106 Использовался также для перекачки топлива из емкостей (контейнеров, бочек и т.п.) в топливные баки. Переключение на топливную или водяную магистрали осуществлялось с помощью крана переключения.