С января 1957 г. ввели новые средства связи — радиостанцию Р-113 и ТПУР-120.
Производство танков Т-54А по лицензии было организовано в Польской Народной Республике — с 1956 г., в Китайской Народной Республике — с 1957 г. (танк выпускался на танковом заводе в г. Баотоу под маркой Т-59) и Чехословацкой Социалистической Республике — с 1958 г.
Командирский танк Т-54АК был создан в 1955 г. как модификация танка Т-54А коллективом КБ (отдел 520) завода №183 в Нижнем Тагиле под руководством главного конструктора Л.Н. Карцева. При разработке танк имел обозначение «Объект 137ГК». Два опытных образца машины завод изготовил в первом полугодии 1955 г. Техническая документация для серийного производства танка была утверждена 22 ноября 1956 г., согласно которой в декабре того же года завод №183 изготовил небольшую партию в количестве 50 машин. На вооружение Советской Армии танк «Объект 137ГК» под маркой Т-54АК был принят в 1958 г. приказом министра обороны СССР №70.
Танк Т-54АК отличался от линейной машины установкой дополнительной коротковолновой радиостанции Р-112 у командира (в кормовой части башни) и зарядного агрегата «Урал-180» с двигателем ЛЗ/2 и генератором ГЭС-2-1000 мощностью 1 кВт в отделении управления с незначительными изменениями в его электрооборудовании (по деталям в цепи пуска двигателя)89. Расположение курсового пулемета СГМТ сохранилось. В связи с размещением зарядного агрегата за сиденьем механика-водителя у левого борта (как и в танке Т-54К) люк запасного выхода перенесли на правую сторону днища боевого отделения.
Радиостанция Р-112 обеспечивала командиру танкового полка (дивизии) работу в радиосетях старшего начальника. Управление подчиненными частями и подразделениями осуществлялось с помощью новой ультракоротковолновой радиостанции Р-113, установленной вместо 10РТ-26Э. Обязанности радиста при работе на радиостанции Р-112 были возложены на заряжающего.
При работе двух радиостанций на ходу и стоянке танка использовалась общая штыревая антенна высотой от 1 до 4 м. При необходимости увеличения дальности радиосвязи на стоянке вместо штыревой антенны устанавливалась 10-метровая полутелескопическая антенна. Она состояла из четырех дюралюминиевых полых колен, вдвигавшихся одно в другое (общая длина 6 м), и четырех стальных колен 4-метровой штыревой антенны. Колена имели специальные накидные гайки и кольца, предохранявшие их от полного разъема, а также фиксаторы, удерживавшие антенну в выдвинутом положении. Нижнее колено антенны имело специальный хвостовик, с помощью которого она устанавливалась на резиновый изолятор штатной четырехметровой антенны. Нижняя часть 4-метровой антенны соединялась замком с верхним коленом телескопической части антенны. При отсутствии сильного ветра полутелескопическая антенна с помощью специального такелажа крепилась к надгусеничным полкам, а при наличии ветра — к четырем кольям, вбитым в землю. Гибкий антенный ввод при работе с 10-метровой антенной отключался от зажима вариометра радиостанции Р-113 и подключался к зажиму «10 м» вариометра радиостанции Р-112. При этом перемычка между вариометрами радиостанций Р-113 и Р-112 (зажим « 4 м») снималась.
Командирский танк Т-54АК.
Боевая масса — 36,36 т; экипаж — 4 чел., оружие: пушка — 100 мм нарезная, 2 пулемета — 7,62 мм, 1 пулемет — 12,7 мм зенитный; броневая защита — противоснарядная; мощность двигателя — 382 кВт (520 л.с); максимальная скорость — 48-50 км/ч.
90 Впоследствии, при проведении капитального ремонта во второй половине 1960-х гг., на танках Т-54АК зарядные агрегаты «Урал-180» были заменены зарядными агрегатами АБ-1-П/30 с двухтактным карбюраторным двигателем 2СДв мощностью 1,5 кВт (2 л.с.) и генератором постоянного тока ГАБ- 1-П/30 мощностью 1 кВт. Кроме того, в них установили навигационную аппаратуру ТНА-2 «Сетка», а средства связи заменили более свершенными радиостанциями — Р-123М и Р-130М с ТПУ Р-124. — Прим. авт.