Оглавление

Танк Т-54 обр. 1949 г. представлял собой усовершенствованный вариант Т-54, на котором были проведены мероприятия первого этапа модернизации согласно постановлению Совета Министров СССР №2620-1039 от 18 июня 1949 г. Первый опытный образец машины с новыми корпусом и башней завод №183 изготовил в августе 1949 г., и в конце того же месяца он поступил на заводские испытания пробегом на 1000 км. В сентябре 1949 г. завод № 183 выпустил два контрольных, а затем еще три модернизированных образца. Проведенные в сентябре-октябре 1949 г. заводские и министерские испытания модернизированных образцов на заводе №183 длительным пробегом и контрольные испытания всех шести машин подтвердили эффективность введенных мероприятий. Серийное производство усовершенствованного Т-54 на заводе № 183 началось с октября 1949 г., на заводах №75 и № 174 - с ноября того же года и продолжалось до ноября 1951 г. За это время заводы промышленности выпустили 2523 танка данной модификации.

Мероприятия первого этапа модернизации, прежде всего, были направлены на уменьшение боевой массы танка с 36-37 до 35,5-36 т, на улучшение броневой защиты, повышение надежности работы узлов и агрегатов, а также его проходимости по грунтам с низкой несущей способностью. Всего в ходе доработки конструкции Т-54 в 1949 г. из 5620 чертежей его технической документации заменили новыми 1944 чертежа, а 857 - скорректировали.

В результате на машине установили облегченную башню новой конструкции и несколько изменили компоновку боевого отделения (в части укладки боекомплекта пушки) и отделения управления (в части установки вспомогательного оружия). Размещение органов управления движением танка, рабочего места механика-водителя и другого оборудования осталось без изменений, кроме установки у механика-водителя тахометра, сигнального щитка системы ППО и ее звукового сигнала.

Расположение рабочих мест экипажа в боевом отделении осталось прежним, за исключением некоторого ухудшения условий работы заряжающего. Это было связано с изменением положения установки пушки и укладки артиллерийских выстрелов. Один выстрел из кормовой части башни перенесли на ее правый борт, что уменьшило расстояние между ограждением пушки и выстрелом на 110-225 мм. Оставшуюся укладку в нише башни сместили вперед на 95-125 мм. Кроме того, в боевом отделении ввели фонарь для освещения шкалы погона башни, электрофильтр ФГ-57, пуско-переключающее устройство ППУ-2, вместо одного плафона в башне стали устанавливать два, а также дополнительно разместили бачок для питьевой воды, ящик радиостанции, запасные призмы и магазин-коробку с пулеметными лентами ДШК.

SuT5455429.jpg SuT5455431.jpgSuT5455430.jpg

ТанкТ-54 обр. 1949 г.
Боевая масса — 35,5-36 т; экипаж — 4 чел.; оружие: пушка — 100 мм, 2 пулемета — 7,62 мм, 1 пулемет — 12,7 мм зенитный; броневая защита — противоснарядная; мощность двигателя — 382 кВт (520 л.с.); максимальная скорость — 48 км/ч.

Оглавление