Оглавление

SuT5455421.jpgSuT5455424.jpg

Размещение электрооборудования в корпусе и в башне танка Т-54 обр. 1947 г.

SuT5455422.jpg

Размещение радиостанции 10РТ в башне танка Т-54 обр. 1947 г. Справа от радиостанции хорошо виден привод командирской башенки.

Электрооборудование танка было выполнено по однопроводной схеме, за исключением аварийного освещения. Напряжение бортовой сети составляло 24-26 В. В качестве источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторные батареи 6СТЭ-128 (соединенные между собой параллельно-последовательно) общей емкостью 256 А×ч и генератор Г-73 мощностью 1,5 кВт с реле-регулятором PFT-24. Основными потребителями электроэнергии являлись: электростартер СТ-16; электропривод механизма поворота башни (мотор-генератор АБ-60, мотор поворота башни МПБ-52, контроллер КБ-ЗА, устройство командирского управления); мотор-вентиляторы МВ-42; реле электроспусков пушки (РТ-9) и пулеметов (РП-1); электросигнал ВГ-24; приборы внутреннего и внешнего освещения и сигнализации (автомобильная фара, плафоны ПТ-37, лампы КЛСТ-39, ОЛСТ-37 и ПЛТ-37, четыре габаритных фонаря с лампами ОСЛТ-37); обогреватель прицела ТШ-20; обогреватель смотрового стекла защитного колпака механика-водителя; электрозапалы баллонов ППО и дымовых шашек; радиостанция и ТПУ. На кормовом листе корпуса танка с правой стороны размещалась штепсельная розетка наружного освещения. Для передачи электроэнергии из корпуса в башню машины использовалось вращающееся контактное устройство ВКУ-27.

Для внешней связи танк оборудовался коротковолновой радиостанцией 10РТ, для внутренней — танковым переговорным устройством ТПУ-4-БИС-Ф-26. Радиостанция размещалась в башне танка с левой стороны и работала со штыревой антенной высотой от 1 до 4 м. Командир танка и наводчик могли осуществлять выход на внешнюю связь по радиостанции через аппараты ТПУ (аппарат №2 и №1 соответственно), которые устанавливались на левом борту башни рядом с их рабочими местами. Аппараты ТПУ №3 механика-водителя и заряжающего использовались только для внутренних переговоров. Все аппараты ТПУ, помимо колодки гнезд для подключения ларингофонов и телефонов танковых шлемофонов, имели кнопку фонического вызова.

Во второй половине 1948 г. вместо ТПУ-4-Бис-Ф-26 стало устанавливаться танковое переговорное устройство ТПУ-4-47-26 (ТПУ-47) на четыре абонента.

В процессе проведения капитально ремонта на заводах Министерства обороны СССР, начиная с 1960 г., на танках Т-54 выпуска 1947-1948 гг. были введены только новые средства связи и приборы ночного видения. Впоследствии, во втором послевоенном периоде, основная часть этих машин, еще состоявших на вооружении, в ходе капитального ремонта подверглась переоборудованию в танковые тягачи БТС-4А.

SuT5455423.jpg

Ремонт танка Т-54 обр. 1947 г. в полевых условиях.

Оглавление