Оглавление

Оказалось, что на плотном снегу глубиной 50-60 см танки «Объект 432» и Т-55 при прямолинейном движении имели одинаковую проходимость. Глубина колеи гусениц танка «Объект 432» была несколько меньше, чем у Т-55. Однако, поскольку величина просвета по центру днища у кормы танка «Объект 432» была приблизительно на 100 мм меньше, чем у Т-55, его поворот был затруднен по сравнению с Т-55. На плотном снегу глубиной 90-130 см Т-55 двигался на 1-й передаче прямолинейно без посадки на днище и поворачивался с периодическим включением 1-го положения ПМП, а также с использованием промежуточных больших радиусов. «Объект 432» по этому же снегу на 1-й передаче двигался прямолинейно с посадкой днища на 3-4 см, а его поворот был невозможен. В то же время на испытаниях наблюдалась несколько лучшая самоочищаемость под катками опорных поверхностей траков его гусениц.

SuT5455289.jpg

Танк Т-55А на сравнительных испытаниях с танком «Объект «432». Март 1964 г.

SuT5455290.jpg

Танк «Объект 432» на сравнительных испытания с Т-55А. Март 1964 г.

В заключении отчета, помимо выявленных недостатков, заводу совместно с ВНИИ-100 рекомендовалось провести детальный анализ полученных результатов сравнительной проверки проходимости танков и дать предложения по улучшению проходимости танка «Объект 432» по глубокому снегу.

В течение 1964 г. харьковский завод провел большую работу по доводке машины и двигателя 5ТДФ, результаты которой были проверены в опытном цехе и затем внедрены в производство. Для улучшения плавности хода в конструкцию ходовой части танка ввели дополнительные телескопические амортизаторы, устанавливавшиеся на вторых передних узлах подвески. Всего в техническую документацию машины внесли 6824 изменений.

Все улучшения вносились заводом им. В.А. Малышева в выпускаемые танки, приемка которых осуществлялась в 1964—1965 гг. (и включительно до принятия танка на вооружение в 1968 г.) по конструкторской документации главного конструктора, на основании дополнительных соглашений между Министерством обороны и Государственным комитетом по оборонной технике СССР (ГКОТ, до 13 марта 1963 г. — ГКСМОТ), а со 2 марта 1965 г. — Министерством оборонной промышленности СССР.

Выпускаемые танки «Объект 432» направлялись для войсковой эксплуатации в БВО, ПрикВО, ТуркВО и ЗакВО. В ходе ускоренной эксплуатации машин перед конструкторами встали вопросы повышения абразивной износостойкости узлов ходовой части. Работоспособность двигателя продолжала оставаться низкой (ресурс двигателя не превышал 150 ч), были выявлены его специфические особенности эксплуатации и требования к качеству обслуживания в процессе эксплуатации. Недостаточно надежно функционировали стабилизатор и механизм заряжания пушки, а ходовая часть не обеспечивала бездефектной работы в пределах заданного гарантийного ресурса 3000 км.

Новая техника потребовала от войск организации эксплуатации и ремонта на более высоком технологическом уровне, к чему армия не была готова. Особенно негативно было встречено в войсках сокращение численности экипажа танка «Объект 432» до трех человек. Процесс доводки машины продолжался уже с учетом результатов войсковой эксплуатации.

Решением заместителя председателя ГКОТ А.С. Зверева и начальника Главного управления по бронетанковой технике и специальным автомашинам Н.А. Кучеренко для ускорения отработки танка были подключены все научно-технические организации отрасли75.

SuT5455291.jpg SuT5455292.jpg

Застревание танка «Объект 432» в глубоком снегу (слева). Невозможность осуществления поворота танком «Объект 432» в глубоком снегу. Сравнительные испытания, март 1964 г.


75 С 1965 г. основным исполнителем по танку «Объект 432» являлось Харьковское конструкторское бюро машиностроения (ХКБМ) во главе с главным конструктором А.Л. Морозовым, а по двигателю — Харьковское конструкторское бюро двигателестроения (ХКБД), которое возглавлял Б.Н. Струнге. В качестве основного соисполнителя выступал ВНИИ-100 (директор - В. С. Старовойтов), вопросы в области броневой защиты и нового танкового двигателя решались совместно с московским филиалом ВНИИ-100 (ВНИИ стали) и НИИ двигателей.

Оглавление