Оглавление

В связи с малым ресурсом работы двигателя 5ТДФ в первых опытных образцах танка «Объект 432» вновь приобрел актуальность вопрос использования в машине другого типа двигателя. К этим работам был привлечен ВНИИ-100, в котором под руководством директора института B.C. Старовойтова в течение 1964 г. провели изыскания резервных вариантов двигателя и выполнили ряд проектов их установки в МТО харьковской машины. Активное участие в этих НИОКР приняли А.С. Семенов, А.П. Баранов и Ю.Е Панков.

SuT5455287.jpgSuT5455288.jpg

МТО танка «Объект 432» с двигателем В-33 (проект).

В числе первых разработали компоновку МТО с двигателем УТД-45 мощностью 515 кВт (700 л.с.) конструкции Барнаульского завода «Трансмаш» и эжекционной системой охлаждения. В дальнейшем двигатель УТД-45 был рекомендован в качестве резервного варианта для танка «Объект 434». В июне 1964 г. ЧТЗ совместно с заводом им. В.А. Малышева представил эскизный проект МТО с дизелем В-33 мощностью 515 кВт (700 л.с.) и двумя вариантами системы охлаждения (эжекционной и вентиляторной). Эта работа была выполнена на основании указания ГКСМОТ №12/1319 от 29 марта 1963 г. Как и в проекте МТО с УТД-45, двигатель В-33 располагался вдоль продольной оси машины с наклоном 2° в сторону кормы. Однако установка В-33 потребовала увеличения длины корпуса на 234 мм, что привело к росту боевой массы танка на 560 кг. Поэтому от использования этого дизеля в танке «Объект 432» отказались.

Во II квартале 1963 г. завод им. В.А. Малышева не смог выполнить постановление ЦК КПСС и Совета Министров №395-141 от 28 марта 1963 г. Поэтому на третий этап совместных испытаний (вынужденный), проходивший в период с ноября 1963 г. по июль 1964 г., были представлены два ранее изготовленных заводских образца. 30 декабря 1963 г. вышло распоряжение Совета Министров СССР №2617-рс, обязывающее завод выпустить запланированные 25 танков. Причем сдачу машин разрешалось осуществить в счет декабря 1963 г. — 10 машин, в январе 1964 г. — 15 машин.

Ввиду того, что постановление ЦК КПСС и Совета Министров №395-141 выполнялось харьковским заводом неудовлетворительно, 5 февраля 1964 г. вышло постановление Военно-промышленной комиссии №30, которое предписывало к 15 апреля 1964 г. подать на контрольные испытания три танка «Объект 432» с устранением дефектов, выявленных в ходе совместных испытаний. Кроме того, завод должен был выполнить план 1964 г. по выпуску нового среднего танка и недодел 1963 г. в течение I-II кварталов 1964 г. - 10 и 14 машин соответственно (одну машину все же успели сдать в декабре 1963 г.).

Контрольные испытания трех танков «Объект 432» прошли с мая по июнь 1964 г. с неудовлетворительными результатами. Начался длительный процесс доводки машины и ее основных узлов и агрегатов, в ходе которого было найдено много новых технических и конструктивных решений. Так, например, работа над дальнейшим повышением мощности и надежности работы дизеля 5ТДФ привела к созданию дизеля 6ТД. В 1964 г. в КБ завода им. В.А. Малышева выполнили технический проект танка «Объект 443» с этим двигателем, но в то время его не смогли реализовать в металле.

В 1965 г., в итоге совместной работы ВНИИ-100 с КБ ЧТЗ в 1964 г., а затем с КБ завода им. В.А. Малышева и завода №174, в качестве резервного варианта был спроектирован танк «Объект 436» с дизелем В-45 мощностью 522 кВт (710 л.с). В КБ завода №174 эта машина имела наименование «Объект 623». Под установку двигателя В-45 впоследствии использовали три танка «Объект 432» из партии выпуска 1965 г. Испытания опытных образцов танка «Объект 436» прошли уже во втором послевоенном периоде.

К 4 марта 1964 г. завод им. В.А.Малышева собрал 10 танков «Объект 432», один из которых 20 марта того же года поступил на сравнительные испытания с Т-55А, проводимые совместно с ВНИИ-100. Целью испытаний являлась проверка проходимости обеих машин по глубокому снегу. На танке «Объект 432» были установлены гусеницы с РМШ, наТ-55 — с ОМШ. Испытания проводились на снежной целине с различной толщиной покрова глубиной 50-60 см и 90-130 см как в режиме прямолинейного движения, так и при повороте.

Оглавление