Оглавление

В ходе зимних полигонно-войсковых испытаний 1960 г. обнаружился ряд серьезных дефектов в конструкции двигателя и обслуживающих систем, БКП и системы гидросервоуправления. У двух танков «Объект 430П» вышли из строя двигатели. По поводу продолжения работы летом 23 марта 1960 г. главный конструктор А.А. Морозов отметил в своем дневнике: «Для летних испытаний двигателя нет!»

Отсутствие мощностей для выпуска двухтактного двигателя 5ТД на заводе им. В.А. Малышева стало серьезной проблемой для продолжения работ по танку «Объект 430». Производство данного двигателя на действующих заводах не представлялось возможным, поскольку он имел значительные конструктивные отличия от выпускавшегося дизеля типа В-2. Поэтому на харьковском заводе было предусмотрено строительство нового дизельного корпуса (по существу — отдельного предприятия), но по состоянию на конец 1960 г. к его возведению даже не приступили (серийный выпуск двухтактного двигателя удалось развернуть только в 1963 г., правда, это был уже его форсированный вариант — 5ТДФ, предназначавшийся для танка «Объект 432». — Прим. авт.).

Одновременно в I квартале 1960 г. завод №183 изготовил два опытных образца истребителя танков «Объект 166», которые в период с 13 апреля по 10 сентября 1960 г. прошли полигонно-войсковые испытания (председатель комиссии — генерал-лейтенант А.С. Карпенко). По результатам испытаний потребовалась конструктивная доработка машин в направлении повышения эффективности стрельбы сходу из пушки и работы системы охлаждения двигателя, а также надежности работы генератора Г-5 и др. Одним из недостатков основного оружия машины являлась низкая скорострельность - 4 выстр./мин при ведении огня с места. В движении она, соответственно, была еще меньше, что обуславливалось тяжелыми и громоздкими 115-мм выстрелами унитарного заряжания.

Кроме того, несмотря на то, что машина могла действовать в условиях применения ОМП, в отличие от танка Т-55А, она не имела противорадиационного подбоя. Поэтому совместным решением ГБТУ, ГАУ и ГКСМОТ от 17/23 ноября 1960 г. КБ завода №183 предписывалось внедрить его в конструкцию танков «Объект 165» и «Объект 166», пожертвовав при этом даже броневой защитой нижнего лобового листа корпуса (снижением толщины до 80 мм) и бортов (до 70 мм), а лобовой проекции башни — до уровня Т-55.

Конструктивные улучшения (кроме противорадиационной защиты) были внесены в два опытных образца танка «Объект 165» и в один истребитель танков «Объект 166», участвовавший в полигонно-войсковых испытаниях. Доработанные образцы танка «Объект 165» в декабре 1960 г. успешно прошли полигонно-войсковые испытания в районе Ленинграда и на НИИБТ полигоне, а «Объект 166» — контрольные испытания на НИИБТ полигоне и полигоне ГРАУ (до ноября 1960 г. - ГАУ) в период с 20 марта по 8 мая 1961 г. В заключении ГКСМОТ по отчету НИИБТ полигона и ГНИАП ГРАУ по полигонно-войсковым испытаниям опытных образцов танка «Объект 165», утвержденным заместителем председателя ГКСМОТ С.Н. Махониным 14 февраля 1961  г., отмечалось, что характеристики этого танка в основном соответствовали ТТТ, за исключением боевой массы, которая с учетом допуска превышала заданную на 620 и 740 кг, прицельной скорострельности (получена 4,7 выстр./мин, по ТТТ - 6-7 выстр./мин) и ненадежной работы генератора Г-5 (впоследствии заменили на генератор Г-6,5. — Прим. авт.). Также предлагалось согласиться с предложением завода №183 в части изменения ТТТ по боевой массе с приведением ее к аналогичному значению боевой массы, заданной для истребителя танка «Объект 166» (в пределах 36,5 т + 1,5%). Рекомендуемые мероприятия по снижению массы для истребителя танков с учетом внедрения мероприятий по защите от проникающей радиации распространить и на танк «Объект 165».

В процессе проведения контрольных испытаний истребителя танков «Объект 166» практической стрельбой по корпусам средних и тяжелых танков и мишеням было установлено, что пушка У-5ТС могла эффективно бороться бронебойным подкалиберным снарядом со средними танками на дальности до 2000 м и с тяжелыми танками — до 1000 м, а кумулятивным снарядом — со всеми типами танков на дальности до 1500 м.

Учитывая значительное повышение боевых качеств среднего танка по сравнению с Т-55, достигнутое за счет установки 115-мм гладкоствольной пушки У-5ТС, а также положительные результаты испытаний контрольного опытного образца, истребитель танков с гладкоствольной пушкой «Молот» был рекомендован НИИБТ полигоном для вооружения Советской Армии и серийного производства как новый средний танк. Одновременно на вооружение указанного танка предлагалось принять и 100-мм нарезную танковую пушку У-8ТС с двухплоскостным стабилизатором «Комета». Вопрос о серийном производстве танков с этой пушкой предполагалось решить после отработки для нее бронебойного подкалиберного и кумулятивного снарядов.

ГКСМОТ в своем заключении по отчету НИИБТ полигона по первому этапу контрольных испытаний танка «Объект 166», утвержденном С.Н. Махониным 27 мая 1961 г., согласился с рекомендациями полигона. Недостатки, выявленные в процессе контрольных испытаний опытного образца, заводу №183 надлежало устранить до начала серийного производства машины, а эффективность выполненных мероприятий — проверить испытанием головных образцов танков серийного производства.

Параллельно с работами на заводе №183 по опытным образцам «Объект 165» и «Объект 166» в апреле 1961 г. завершился второй этап полигоно-войсковых испытаний танка «Объект 430». Он начался в июле 1960 г. и проходил в различных климатических условиях в районе городов Теджен (Туркменская СССР), Харьков, Ленинград и НИИБТ полигона (ст. Кубинка). На эти испытания завод им. В.А. Малышева предъявил два танка, восстановленные из числа проходивших испытания ранее — «Объект 430-2"3"» и «Объект 430-3"П"». В представленных машинах были реализованы мероприятия, направленные на устранение недостатков, выявленных на первом этапе испытаний, а также на усовершенствование конструкции.

На первой машине установили новые бортовые редукторы и шестискоростные БКП (в связи с тем, что дизель 5ТД имел коэффициент приспособляемости меньше, чем у двигателя типа В-2, пяти передач при движении в тяжелых условиях оказалось недостаточно). Второй танк, помимо шестискоростных БКП и новых бортовых редукторов, имел измененный корпус с усовершенствованной системой охлаждения и новые гусеницы, в башне — монокулярный дальномер ТПДМС. После выполненных мероприятий по модернизации эти танки получили новые заводские наименования — «Объект 430М-1» и «Объект 430М-2» соответственно. За время второго этапа испытаний «Объект 430М-1» прошел 2914 км и произвел 331 выстрел, «Объект 430М-2», соответственно, — 2864 км и 341 выстрел.

SuT5455276.jpg

Опытный танк «Объект 430М-2».

Оглавление