Оглавление

Проект машины рассматривался в ГКСМОТ в августе 1959 г. В заключении по проекту, утвержденному начальником 12 управления ГКСМОТ Н.А. Кучеренко 31 августа 1959 г., отмечалось, что истребитель танков «Объект 166», созданный на базе танка «Объект 165», представлял собой средний танк с повышенной огневой мощью и усиленной по сравнению с Т-55 броневой защитой башни в секторе маневрирования 90°. При этом защита башни была приведена к защите верхнего носового листа корпуса машины. Башня выполнялась цельнолитой, сферической формы, без донного листа (корпус башни отливался вместе с крышей, приливами под левый люк и под кронштейн прицела ТПН). Имелся механизм выброса стреляных гильз через люк в крыше башни. Для установки в башню новой пушки и возможности ее заряжания унитарным выстрелом диаметр опоры башни «в свету» увеличили до 2245 мм (у Т-55 - 1816 мм), что привело к удлинению броневого корпуса в районе боевого отделения на 386 мм и, как следствие, к увеличению забронированного объема до 12,5 м3. Размеры отделения управления и МТО остались неизменными.

Пушка танка оснащалась двухплоскостным силовым стабилизатором «Метеор» (аналогичным по конструкции и размещению в танке стабилизатору «Комета») и имела боекомплект из 43 выстрелов. Размещение экипажа, прицельных приспособлений и приборов наблюдения было аналогичным танку Т-55. Вместе с тем, в танке предусматривалась установка еще только разрабатывавшегося бесподсветочного ночного танкового прицела (шифр «Кран-1»). Высота боевого отделения по люку заряжающего составляла 1607 мм вместо 1575 у Т-55, а масса машины (36,5 т) не превышала массы серийного танка. Среднее давление на грунт за счет некоторого увеличения длины опорной поверхности уменьшилось с 79,5 до 73,6 кПа (с 0,81 до 0,75 кгс/см2).

Предлагалось одобрить представленный заводом №183 технический проект истребителя танков «Объект 166» для разработки чертежей, устранив с проверкой испытаниями недостатки по коробке передач, главному фрикциону, ПМП, входному редуктору и другим элементам, заимствованным с Т-55. По ним имелся ряд замечаний, поступивших из войск на основании опыта эксплуатации данного танка.

Первыми в октябре 1959 г. завод №183 изготовил два опытных образца танка «Объект 165», которые в период с 4 ноября 1959 г. по 14 апреля 1960 г. прошли заводские испытания с целью проверки надежности работы и качества монтажа узлов и агрегатов. Стационарные и ходовые испытания провели в опытном цехе и танкодроме завода, а испытания стрельбой — на Уральском артиллерийском полигоне.

Результаты заводских испытаний выявили наличие конструктивных недостатков в ходовой части, механизме выброса стреляных гильз, стабилизаторе «Комета» и ряде других узлов. По согласованию с ГБТУ испытания опытных образцов после 4000 км были прекращены. После устранения недостатков танки предлагалось восстановить и продолжить дальнейшие испытания.

В период с 5 по 27 января 1960 г. на НИИБГ полигоне испытали обстрелом броневой корпус и башню танка «Объект 165». Испытания прошли в два этапа с производством 48 выстрелов по корпусу и башне. Конструктивные отверстия и зазоры в корпусе и башне подвергли обстрелу пулями калибра 7,62 и 12,7 мм. Выяснилось, что противоснарядная стойкость корпуса и башни соответствовала утвержденным ТТТ на разрабатываемый танк. По сравнению с Т-55 броневая защита верхнего лобового листа корпуса и лобовой проекции башни танка «Объект 165» оказались почти равны: ударная вязкость кондиционного поражения составляла 855 и 830 м/с соответственно. Характер поражений брони — вязкий. Отколы, расколы и другие хрупкие поражения отсутствовали. Противоснарядная стойкость бортовых защитных планок танка «Объект 165» хотя и была несколько выше, чем стойкость аналогичных планок Т-55, при обстреле под курсовыми углами ±90° и более оказалась несколько ниже стойкости бортов.

Прочность крепления башни на корпусе признали неудовлетворительной. К концу первого этапа испытаний (после шести попаданий по башне) все болты крепления (за исключением двух) разрушились. Поворотный механизм башни после первого попадания по башне также вышел из строя. Кроме того, была установлена недостаточная прочность крепления в башне следующих узлов: электромашинного усилителя, механизма выброса гильз, стопора башни, а в корпусе — прочность крепления крышек смотровых приборов механика-водителя и ненадежность в работе привода жалюзи. Прочность сварных швов корпуса в целом — удовлетворительная.

Тем не менее изготовление крыши башни путем ее отливки за одно с корпусом значительно повысило конструктивную прочность башни и было признано вполне оправданным.

Обстрел пулями командирской башенки показал, что при их попадании в погонное устройство происходило его заклинивание, а через отверстия для боковых приборов наблюдения и зазоры в крышке люка свинцовые брызги и осколки проникали внутрь башни.

В своем заключении НТК ГБТУ отметило необходимость введения подбоя типа ПХВЭ в корпусе и башне, учитывая его положительное влияние на снижение действия ударной волны, возникавшей внутри танка при снарядном обстреле. Все выявленные в процессе испытаний недостатки подлежали устранению. При доработке корпуса и башни танка для существенного снижения их массы заводу №183 рекомендовалось широко применять высокопрочные пластмассовые материалы и легкие сплавы. Конструктивные мероприятия, направленные на устранение отмеченных недостатков, должны были быть представлены НТК ГБТУ в III квартале 1960 г.

26 января 1960 г. на НИИБТ полигоне начались полигонно-войсковые испытания опытных образцов танка «Объект 430» (1"П", 2"П" и 3"П"), вооруженных 100-мм нарезной танковой пушкой Д-54ТС, оснащенной двухплоскостным стабилизатором «Молния» и механизмом выброса стреляных гильз. Эти испытания завершились 30 сентября 1960 г. Согласно программе, утвержденной начальником танковый войск генерал-полковником П.П. Полубояровым, и решению заместителя Председателя Совета Министров СССР Д.Ф. Устинова от 24 декабря 1959 г. (для обеспечения всесторонней оценки машин при эксплуатации в различных условиях) испытания проходили в два этапа. Председателем комиссии был назначен заместитель начальника танковых войск генерал-полковник В.Т. Обухов. В работе комиссии также принимали участие АА Морозов, инженер-полковники Дорогин, Выгодский, Черняев, Моргулис, Чернавский и др.

При проведении испытаний были задействованы силы и средства НИИБТ полигона, ГНИАП ГАУ с привлечением экипажей из войск БВО. При этом танки «Объект 430-1"П"» и «Объект 430-3"П"» допустили к испытаниям в зимний период 1960 г., не ожидая окончания заводских испытаний стрельбой по перечню, согласованному ГКСМОТ, ГБТУ и заводом им. В.А. Малышева.

На первом этапе испытаний, проходившем на НИИБТ полигоне с 20 января по 20 мая 1960 г., «Объект 430-1 "П"» прошел 1560 км, а «Объект 430-2"П"» — 3012 км. Во время артиллерийских испытаний на артиллерийском полигоне ГАУ (с 7 марта по 10 июля 1960 г.) из танка «Объект 430-2"П"» произвели 656 выстрелов, из танка «Объект 430-3"П"» - 454 выстрела. За это время были выявлены следующие конструктивные и производственные недостатки:
-  низкая скорость движения в тяжелых дорожно-грунтовых условиях;
-  низкая эффективность системы охлаждения;
-  ненадежная работа двигателя 5ТД;
-  плохое качество сцепления гусениц с грунтом;
-  ненадежная работа стабилизатора основного оружия «Метель»;
-  ненадежная работа ходовой части.

Оглавление