Оглавление

На базе танка Т-54, помимо линейных Т-54А и Т-54Б, были разработаны и серийно выпускались: командирские танки Т-54К, Т-54АК и Т-54БК; огнеметный танк ОТ-54 («Объект 481»); самоходная артиллерийская установка СУ-122 («Объект 600»); зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2 («Объект 500»); танковые тягачи БТС-2 («Объект 9») и БТС-4А (на заводах капитального ремонта), а также танковый мостоукладчик МТУ (К-67). Часть танков предназначалась для навешивания катковых минных тралов ПТ-54 и ПТ-55, танковых бульдозеров БТУ и БТУ-55, снегоочистителя СТУ (СТУ-2), индивидуальных плавсредств ПСТ-54 и ПСТ-У. Кроме того, база Т-54 послужила основой для изготовления опытных образцов первого огнеметного танка завода №112 «Красное Сормово», мостоопорного танка МОТ («Объект 421») и радиоуправляемой танковой мишени. На танке Т-54 прошел испытания опытный трал сплошного траления («Объект 413»), снегоочистители СТУ-38 и СТ-3, а на Т-54Б - различные варианты навесных и встроенных межгусеничных бульдозеров, спроектированных во ВНИИ-100 в 1963-1965 гг. Впоследствии встроенное бульдозерное оборудование внедрили в серийное производство. Также на базе Т-54Б был создан опытный образец огнеметного танка «Объект 482».

SuT5455195.jpg

Т-54 выпуска 1952—1954 гг., модернизированный до уровня Т-54Б.

SuT5455198.jpg SuT5455197.jpgSuT5455196.jpg 

Танк Т-54 выпуска 1949—1951 гг., модернизированный до уровня Т-54Б.

Необходимо отметить, что одновременно с производством Т-54Б в КБ завода №183 разработали техническую документацию по модернизации ранее изготовленных танков Т-54 выпуска 1949-1951 гг. и 1952-1955 гг. Начиная с 1960 г. все эти мероприятия в подавляющем большинстве внедрялись в процессе проведения капитального ремонта танков на заводах Министерства обороны. Так, например, при модернизации Т-54 выпуска 1949—1951 гг. на машинах, прошедших капитальный ремонт, устанавливалась 100-мм танковая пушка Д-10Т с элементами стабилизатора СТП-2 «Циклон» и противовесом на дульном срезе ствола. На Т-54А при капитальном ремонте монтировались двухплоскостные стабилизаторы СТП-2 «Циклон». Кроме того, все капитально отремонтированные танки оснащались приборами и прицелами ночного видения, более совершенными системами ППО, ОПВТ и новыми средствами связи. Это позволило модернизировать парк танков Т-54 (кроме машин обр. 1947/48 г.) и Т-54А, доведя их до уровня Т-54Б. На танках Т-54 выпуска 1947—1948 гг. в процессе капитального ремонта устанавливались только новые средства связи и приборы ночного видения.

Оглавление