Общий вид танка Т-54 с установленным оборудованием ПДП-54 в походном положении (проект). НИИБТ полигон, 1947 г.
На подготовку Т-54Б к преодолению водной преграды под водой силами натренированного экипажа требовалось 1 ч 30 мин -1 ч 40 мин, для снятия съемных частей комплекта ОПВТ-В - около 25 мин. Время, необходимое для подготовки танка к ведению огня после преодоления водной преграды, не превышало 1 мин, при этом не требовался выход членов экипажа из машины.
После доработки конструкции ОПВТ и организации серийного производства эти комплекты стали поставляться в войска и на ремонтные заводы Министерства обороны, где с 1 января 1962 г. при проведении капитального ремонта ими оснащались ранее выпущенные танки.
Для преодоления средними танками Т-54 водных преград глубиной свыше 5 м и значительной протяженности совместными усилиями КБ заводов №342, №75, №174 и ВНИИ-100 в 1951-1956 гг. были разработаны и в 1957 г. приняты на вооружение индивидуальные плавсредства ПСТ-5467.
Работы по оснащению танков индивидуальными плавсредствами велись и на НИИБТ полигоне, где еще в 1947 г. подготовили проект оборудования танка Т-54 каркасным плавсредством ПДП-54. Приспособление для плава состояло из специального водонепроницаемого огнестойкого тента, крепившегося к корпусу танка по его периметру, и складывающегося металлического каркаса с упорными кронштейнами. Запас плавучести Т-54 с приспособлением для плава составлял 10% от массы танка. Для удаления просочившейся воды в танке предполагалось установить откачивающий насос. На герметизацию машины и установку каркаса с тентом силами экипажа отводилось не более 1 ч, на демонтаж приспособления после преодоления водной преграды -не более 25 мин. Передвижение танка с ПДП-54 на плаву осуществлялось с помощью буксира или лебедок с тросами. Однако эти работы так и остались на уровне проекта.
Положение танка Т-54 с оборудованием ПДП-54 при преодолении водной преграды (проект). НИИБТ полигон, 1947 г.
Общий вид танка Т-54 с установленным оборудованием ПДП-54 для преодоления водной преграды (проект). НИИБТ полигон, 1947 г.
67 Более подробно история создания и развития индивидуальных плавсредств для танков будет представлена в разделе «Танковые плавсредства» главы «Инженерные машины и навесное оборудование».