В 1956 г. на заводе №183 в качестве эксперимента аппараты №1 и №3 ТПУ-47 установили без резиновых амортизаторов. Последующие испытания обстрелом подтвердили необходимость их монтажа с использованием амортизации.
Кроме перечисленных изменений, заводы промышленности провели еще ряд мероприятий по повышению конструктивной прочности. Их реализация была связана с решением ряда частных задач по повышению надежности крепления отдельных элементов того или иного узла и заняла длительное время. Например, повышение конструктивной прочности механизма поворота башни.
Испытания снарядным обстрелом танка Т-54Б выпуска 1958 г. производства завода №174, проведенные НИИБТ полигоном в апреле 1959 г., показали, что противоснарядная стойкость башни и броневых деталей корпуса отвечает требованиям технических условий. Характер поражения броневых деталей корпуса и башни - вязкий. При этом прочность сварных швов, соединявших основные броневые детали корпуса и башни, была удовлетворительной. Достаточную прочность при этом показало и безшиповое соединение лобовых листов корпуса: к концу испытаний протяженность разрушенных наружных швов составляла 800 мм, а внутренних - 120 мм. Кроме того, на танке прошла испытания шаровая опора башни, погоны которой состояли из двух частей, сваренных между собой. Разрушений погоны не имели.
Однако в ходе испытаний выявилась недостаточная прочность креплений крышки люка механика-водителя и корпуса броневой защиты выпускных коллекторов (попадание 100-мм бронебойных снарядов в борт корпуса со скоростью непробития приводило к их срыву). Кроме того, вновь обнаружилась низкая прочность узла смотровых приборов механика-водителя при попадании 100-мм бронебойных снарядов в лобовые детали корпуса.
Танк Т-54 с секционными экранами из сплошного стального листа (секции находятся в походном положении). НИИБТ полигон, ноябрь-декабрь 1962 г.
Результаты обстрела сплошных бортовых противокумулятивных экранов из комплекта ЗЭТ-1 на танке Т-54 обр. 1948 г. НИИБТ полигон, 1964 г.
Результаты испытаний снарядным обстрелом макета средней части корпуса танка Т-54 со сплошными (слева) и дырчатыми (справа) противокумулятивными экранами. НИИБТ полигон, 1948 г.
В своих выводах НИИБТ полигон рекомендовал КБ заводов №174 и №183 проработать мероприятия по повышению прочности крепления крышки люка механика-водителя и соединения броневой защиты выпускных коллекторов, а также крышки люка воздухоочистителя, азимутального указателя и обратить особое внимание на дальнейшее повышение живучести механизма поворота башни. Все эти мероприятия в дальнейшем проводились уже в отношении танка Т-55.
Наряду с исследованиями вопросов по повышению противоснарядной стойкости танка Т-54 при обстреле его бронебойными и осколочно-фугасными снарядами большое внимание уделялось и защите от кумулятивных средств поражения. Одним из мероприятий по усилению защиты танков от данного типа средств стала разработка конструкции защитных противокумулятивных экранов, устанавливавшихся как на лобовых, так и бортовых частях корпуса и башни машины.
Проведенные в 1948 г. на НИИБТ полигоне испытания обстрелом макетов средней части корпуса Т-54 с различными вариантами противокумулятивных взводных экранов (сплошные секционные, решетчатые и дырчатые) показали, что лучшую живучесть имел решетчатый экран, несмотря на то, что защитные свойства были выше у сплошных листовых экранов.
Основным недостатком испытывавшихся вариантов экранной защиты являлось то, что они увеличивали габариты танка. Это затрудняло его перевозку по железным дорогам и резко снижало маневренность. С целью устранения этого недостатка в Военной академии БТ и MB в середине 1950-х гг. для танка Т-54 разработали складывающуюся экранную защиту. Она представляла собой систему экранов, способных занимать два положения - походное и боевое. В походном положении экраны находились в пределах габаритов машины. При возникновении угрозы поражения танка кумулятивными снарядами экраны переводились в боевое положение. Предусматривалась возможность управления установкой экранов в боевое положение и обратно непосредственно из танка с помощью гидравлических или пневматических устройств. Монтаж складывающихся экранов осуществлялся на лобовой части и бортах корпуса, а также на бортах башни танка. Однако из-за относительной сложности конструкции этого типа экранной защиты от ее серийного производства отказались.