|
|
Испытания решетчатого (вверху) и сплошного (внизу) бортовых экранов на макете корпуса танка ИС-7. | Схема установки решетчатых (вверху) и сплошных (внизу) бортовых экранов на корпусе танка ИС-7. |
Было установлено, что возможны два варианта взаимодействия кумулятивной гранаты (или другого типа кумулятивного средства поражения) с решетчатым экраном. В первом варианте взрыватель кумулятивной гранаты попадал в пруток решетки. В этом случае механизм взаимодействия оказывался аналогичным механизму взаимодействия со сплошным экраном (преждевременный взвод), аналогичной была и стойкость всей броневой конструкции (экран — основная броня). Во втором варианте взрыватель попадал между прутками. При благоприятном соотношении шага решетки (расстояния между прутками) и размеров гранаты могло произойти частичное разрушение кумулятивной воронки до ее подрыва. В результате этого либо вообще не происходило образования кумулятивной струи (фугасный подрыв), либо происходило образование так называемой «несимметричной» струи, бронепробиваемость которой быстро уменьшалась при прохождении значительного межпреградного расстояния (для бортовых экранов порядка 600-700 мм и более).
Возможность взаимодействия по второму варианту качественно отличала решетчатые экраны от всех других в лучшую сторону. Однако «оптимизировать» размеры решетки под конкретное кумулятивное средство поражения было крайне затруднительно. По результатам исследований зазор между прутками «в свету» не должен был превышать 0,8—0,9 калибра кумулятивного средства поражения. Такая «избирательность действия» уменьшала бесспорное преимущество решетчатых экранов. Впоследствии конструкция решетчатых экранов с диаметром стального прутка 20-25 мм была рекомендована для установки на тяжелый танк ИС-4. По своей массе эти экраны были равноценны 5-мм сплошным стальным экранам. Однако на серийных машинах эти экраны не устанавливались.
Основными недостатками представленных на испытания в 1948 г. вариантов экранной защиты являлись увеличение габаритов машины, затруднительная перевозка танков по железным дорогам и резкое снижение их маневренности. В определенной степени эти недостатки могли быть устранены при установке на танки съемных экранов, однако это требовало наличие специальных транспортных средств для их перевозки за танками, а также определенного времени для установки экранов на машину перед боем. Для устранения этих недостатков в Военной академии БТ и MB в середине 1950-х гг. была разработана складывающаяся экранная защита.
Складывающаяся экранная защита представляла собой систему экранов, способных занимать два положения - походное и боевое. В походном положении экраны находились в пределах габаритов машины. При возникновении угрозы поражения танка кумулятивными снарядами экраны переводились в боевое положение. При этом увеличение габаритов танка несущественно сказывалось на его маневренности и проходимости, так как ограничивалось временем проведения боя. Кроме того, предусматривалась возможность управления установкой экранов в боевое положение и обратно непосредственно из танка с помощью гидравлических или пневматических устройств. В этом случае во время боя при необходимости преодоления какого-либо препятствия можно было на короткое время перевести экраны в походное положение.
Схема установки складных решетчатых экранов на носовой части корпуса. |
Схема установки складных бортовых решетчатых экранов на среднем танке. |
Схема установки складных бортовых решетчатых экранов на тяжелом танке. |