Оглавление

Содержание

SuRuPzWg1179.jpg

Внешний вид легкого танка с комплексом Т-100 (проект) ВНИИ-100, 1964 г.

Указанный тип механизма заряжания орудия обеспечивал максимально возможную готовность орудия к стрельбе, независимую от выбора типа выстрела и недостижимую в обычных классических однозарядных системах, сокращал до минимума время подготовки первого выстрела и обеспечивал практически мгновенную готовность к следующему выстрелу (в пределах боекомплекта, имевшегося в барабане). При этом отпадало требование установки орудия на гидростопор (при стабилизированных приводах) для производства заряжания (также в пределах боекомплекта, имевшегося в барабане). Это, в свою очередь, позволяло обойтись более простой и дешевой системой стабилизации оружия и прицелами с зависимой линией прицеливания (например, стабилизаторами типа «Заря», «Циклон» и прицелами типа ТШ и ТПН-1), а также обеспечить несбиваемость наводки в момент заряжания так же, как в системах с независимой стабилизированной линией прицеливания.

Применение схемы револьверной пушки с блоком из гнезд-казенников позволило создать компактное и сравнительно легкое автоматическое орудие с автономным боекомплектом, с высоким темпом огня. Сокращение времени подготовки первого выстрела являлось наиболее ценным качеством для танкового оружия, так как от затрат времени на производство первого прицельного выстрела существенно зависела боевая эффективность всего комплекса вооружения танка.

Отказ от плавучести машины и переход на схему неплавающего танка с минимальными поперечными размерами позволили реализовать в легком танке весьма мощную как броневую, так и противорадиационную защиту, в лобовой части не уступавшую защите отечественных средних танков того времени.

По проекту, корпус танка сваривался из катаных стальных листов. Верхняя лобовая деталь имела комбинированную броневую защиту (сталь + стеклопластик + сталь) с приведенной защищающей толщиной 430-450 мм. Она обеспечивала защиту от кумулятивных снарядов пушек НАТО калибра 90 и 105 мм, а также от ПТУР типа SS-11 (Франция).

Большой угол наклона лобовой детали (68°) позволял обеспечить защиту от бронебойных, бронебойно-подкалиберных снарядов пушек зарубежных стран: 75-мм (танк АМХ-13), 83,8-мм (танк «Центурион»), 90-мм (танк М48), 76,2-мм (танк М41) на всех дистанциях; от снаряда 105-мм пушки танков М60 и «Леопард» на дистанции с 300 м и от снаряда 120-мм пушки танка «Чифтен» с дистанции 1000 м. Броневые листы бортов и кормы корпуса толщиной 40 мм обеспечивали на всех дистанциях защиту от 20-мм пушки, состоявшей на вооружении стран НАТО, устанавливавшейся на бронетранспортерах. Крыша корпуса в передней части изготавливалась из стали толщиной 16 мм, крыша над МТО - из 20-мм броневого алюминиевого сплава. Днище в передней и средней части имело толщину 16 мм, в кормовой части - 6-8 мм. Эквивалентная толщина брони литой башни танка в переднем секторе ±30° составляла 180 мм (155/30°), кормы - 40-50 мм, крыши - 12-26 мм.

Несмотря на высокий расчетный уровень защиты легкого танка, его малая унификация с базовой машиной и главное - отсутствие плавучести не позволили танку выйти за рамки эскизного проекта. Оснащение легких танков активно-реактивными системами также не получило дальнейшего развития, и работы по комплексу вооружения Т-100 были прекращены. Основные усилия специализированных конструкторских бюро были сосредоточены на создании перспективных легких танков со ствольным артиллерийским оружием более крупного калибра (85-100 мм).

Работы по созданию легкого танка, вооруженного 100-мм нарезной пушкой высокой баллистики, были продолжены в 1970-х гг. в конструкторских бюро ВгТЗ в Волгограде («Объект 934») и КМЗ в Кургане («Объект 685»).

Серийные танки

Танк ПТ-76 предназначался для ведения разведки, выполнения боевых задач, связанных с форсированием водных преград, а также для применения в морских десантных операциях. Он был разработан в 1949-1950 гг. в КБ ЧКЗ совместно с ВНИИ-100 с привлечением конструкторов КБ завода «Красное Сормово» под общим руководством главного конструктора Ж.Я. Котина. Опытный образец танка, изготовленный на ЧКЗ в феврале 1950 г. и получивший обозначение «Объект 740», в марте-апреле того же года прошел заводские испытания. В июле-августе 1950 г. два опытных образца, доработанные по результатам заводских испытаний первого опытного образца, успешно прошли государственные испытания.

SuRuPzWg1180.jpg

Танк ПТ-76 обр. 1952 г.

Боевая масса - 14 т; экипаж - 3 чел.; оружие: пушка - 76,2 мм, пулемет - 7,62 мм; броневая защита - противопульная; мощность двигателя - 176 кВт (240 л.с.); максимальная скорость: по шоссе - 44 км/ч, на плаву - 10,3 км/ч.

Содержание

Оглавление