Плавающий танк «Объект 906» на испытаниях. 1962 г.
Параллельно с работами по танку «Объект 906» в инициативном порядке в ОКБ ВгТЗ под руководством главного конструктора И.В. Гавалова велись ОКР по изысканию новых компоновочных решений для легкого плавающего танка, удовлетворявшего тем же ТТТ, по которым создавался танк «Объект 906», но имевшего меньшую боевую массу и стальной корпус вместо алюминиевого. В результате многочисленных конструктивных проработок и анализа габаритно-массовых характеристик различных компоновок в октябре 1961 г. был спроектирован, а затем и изготовлен ходовой макет легкого танка с управляемым ракетным оружием, который имел заводское обозначение «Объект 906Б».
Схема общей компоновки этого танка отличалась от классической размещением экипажа из двух человек во вращающейся башне, что значительно снижало вероятность попадания снарядов в танк за счет уменьшения высоты корпуса и, соответственно, общей высоты машины. Он был вооружен пусковой установкой для стрельбы НУРС «Бур» и управляемыми ракетами «Рубин». Защищенность экипажа значительно повысили за счет его размещения в специальной броневой капсуле. В связи с наличием кругового обзора у механика-водителя, находившегося в башне, и реверсивной коробки передач появилась возможность вождения танка с такими же скоростями назад, что и вперед. Впервые на отечественном танке была предпринята попытка применить гидропневматическую подвеску с системой изменения клиренса и гидравлический механизм натяжения гусениц. Регулирование клиренса машины и натяжение гусениц производилось с рабочего места механика-водителя. Движение на плаву осуществлялось за счет перемотки гусеничного движителя, а для увеличения скорости устанавливались специальные гидродинамические кожухи. В ходовой части использовались катки и гусеницы с РМШ танка «Объект 906».
В отличие от проекта, изготовленный ходовой макет танка «Объект 906Б» имел невращающуюся башню с сохранением в ней рабочего места механика-водителя с органами управления движением. Вместо дизеля УТД-20 устанавливались серийные двигатель 8Д6, форсированный до 221 кВт (300 л.с.), и трансмиссия (без привода водометных движителей).
Ходовой макет танка «Объект 906Б» успешно прошел заводские испытания, которые подтвердили правильность выбранного направления работ и явились завершающим этапом исследования по выбору типа водоходного движителя в пользу водометов.
В январе 1963 г. в ОКБ ВгТЗ развернулись работы по созданию нового типа колесно-гусеничной боевой машины пехоты «Объект 911», которая стала унифицированной базой для изготовления семейства других боевых машин. В 1964 г. с учетом всех конструктивных проработок и результатов испытаний ходового макета «Объект 906Б» и с использованием узлов и агрегатов опытной БМП «Объект 911» был спроектирован и изготовлен легкий плавающий авиадесантируемый танк «Объект 911 Б». Он представлял собой низкосилуэтную, авиадесантируемую гусеничную плавающую машину и имел одинаковое с БМП «Объект 911» пушечно-пулеметное оружие, размещенное во вращающейся башне. В этой машине нашла дальнейшее воплощение идея капсульной защиты экипажа по отношению к защите ее остальных элементов и частей. Экипаж танка, состоявший из двух человек, располагался во вращающейся башне в специальной капсуле, имевшей мощную противорадиационную защиту.
Авиадесантный танк «Объект 911 Б» на испытаниях вместе с легким плавающим танком ПТ-76Б. 1964 г.
На основе результатов испытаний танка «Объект 911 Б» были даны рекомендации по созданию 25-тонного неплавающего танка с усиленной защитой от обычных средств поражения и ОМП. Кроме того, опыт создания танка «Объект 911 Б» использовали и при проектировании среднего танка «Объект 920» массой 27 т, работы по которому развернулись в ОКБ ВгТЗ в 1964 г.
Авиадесантируемый плавающий танк на базе танка «Объект 911 Б» и БМД «Объект 915» (проект), 1964г.
В том же году при разработке боевой машины десанта (БМД) «Объект 915» и семейства машин для ВДВ на ее базе в ОКБ ВгТЗ под руководством И.В. Гавалова выполнили проект легкого танка. Он представлял собой прототип легкого танка «Объект 911 Б» с уменьшением длины, толщины брони и боевой массы машины (масса при десантировании парашютным способом составляла 6 т) и предназначался для артиллерийской поддержки подразделений и частей этого рода войск стрельбой с закрытых огневых позиций и прямой наводкой. В состав экипажа танка входили два человека: командир (он же наводчик) и механик-водитель, которые располагались во вращающейся башне.
Танк был вооружен 100-мм гладкоствольной пушкой типа «Гром» с активно-реактивным выстрелом, кумулятивный снаряд которого на дистанции 1500-1600 м мог пробить броню толщиной 175 мм, располагавшуюся под углом 60° от вертикали. Помимо выстрела с кумулятивным снарядом, в боекомплект входили выстрелы с осколочно-фугасной гранатой. Заряжание пушки - автоматическое, конструкция механизма заряжания была аналогична конструкции механизма заряжания, используемого в опытной БМД «Объект 915».
Плавающий танк «Объект 906Б» с ракетным оружием (проект), 1961 г.