Установка видеокамеры на площадке ИК-прожектора опытного танка ПТ-76Б и видеомонитор механика-водителя. НИИБТ полигон, 1960 г.
Для проверки опытной телевизионной установкой был оборудован опытный легкий танк ПТ-76Б, который в феврале—апреле 1960 г. прошел испытания на НИИБТ полигоне. В процессе испытаний были опробованы три различных варианта установки видеокамеры: на площадке крепления инфракрасного прожектора ночного прицела - справа и слева от него, и на стволе пушки. Наиболее удачным по результатам испытаний признали установку видеокамеры на стволе пушки, особенно при работающем стабилизаторе. Испытания подтвердили возможность практической реализации управления движением танка по пересеченной местности в дневных условиях с помощью телевизионной аппаратуры. В дальнейшем результаты работы использовали в ОКР по телемеханическим танкам59.
В 1954-1955 гг. в танке ПТ-76 на НИИБТ полигоне прошел испытания опытный образец унифицированной системы противопожарного оборудования (УС ППО). Она предназначалась к установке на всех типах отечественных танков и САУ. Целью испытаний являлось определение следующих факторов: эффективности и надежности данной системы при тушении пожара в танках; оценка их противопожарной защиты; уточнение необходимой концентрации углекислоты, необходимой для тушения пожара в боевом отделении; количества и мест установки термозамыкателей и распылителей в танке, а также целесообразности установки УС ППО и ее принятия в серийное производство. В процессе проведения испытаний было установлено, что эффективность данной системы — низкая из-за малой чувствительности к воздействию пламени термоэлектрозамыкателей с биметаллическими мембранами (ТЭЗ). Поэтому на НИИБТ полигоне разработали и изготовили принципиально новую конструкцию термопарного термоэлектродатчика (ТЭД) с измененным поляризованным реле РП-5, который по своей чувствительности к воздействию пламени в десятки раз превосходил ТЭЗ. В виду того, что СТЗ при подготовке танка ПТ-76 выполнил монтаж термоэлектрозамыкателей и распылителей без учета наиболее целесообразного их размещения, НИИБТ полигоном по результатам испытаний был предложен оптимальный вариант их расположения в отделениях танка. С учетом использования нового термоэлектродатчика ТЭД конструкции НИИБТ полигона и после устранения других выявленных недостатков, УС ППО была рекомендована для установки в танке ПТ-76. В дальнейшем опыт работы по данной системе использовали при создании унифицированной автоматической системы ППО (УА ППО), которая устанавливалась в серийных танках ПТ-76Б.
Для повышения защищенности танка ПТ-76 на поле боя в 1956-1957 гг. была разработана система ТДА многократного действия. После проведения испытаний на НИИБТ полигоне и соответствующей доработки она с 1957 г. стала устанавливаться в серийных танках ПТ-76, а затем и ПТ-76Б.
Вариант наиболее приемлемого расположения термоэлектродатчиков и распылителей УС ППО в танке ПТ-76. НИИБТ полигон, 1955 г.
Повышение подвижности танка ПТ-76 (ПТ-76Б) осуществлялось в направлении установки дизеля большей мощности, повышения запаса хода за счет увеличения емкости топливных баков и применения многотопливных двигателей. Работы по исследованию и установке в танках ПТ-76 и ПТ-76Б многотопливных двигателей начались на ВгТЗ совместно с НИИД в 1960 г. В 1961 г. к ним активно подключился НИИБТ полигон. В 1961 г. на ВгТЗ был изготовлен дизель В-6 мощностью 176 кВт (240 л.с.), приспособленный для работы на автомобильных бензинах А-66, А-72 и авиационных топливах ТС-1 и Т-2. Многотопливный вариант двигателя получил марку В-6М и в 1962 г. прошел испытания на НИИБТ полигоне в танке ПТ-76. Основной целью испытаний являлась проверка надежности работы двигателя при применении данных видов топлива в ходовых условиях в пределах его гарантийного срока службы (250 ч), а также оценка динамических качеств танка при работе двигателя на этих топливах. Кроме того, прошли испытания по постановки дымовой завесы с использованием системы ТДА, которые показали, что при применении топлива ТС-1 и бензина А-72 дымообразование в системе ТДА танка ПТ-76 было незначительным и не обеспечивало возможности постановки дымовой завесы. По окончании испытаний было решено провести дополнительные исследования многотопливного двигателя и его испытания для проверки надежности работы системы топливоподачи под нагрузкой и при пуске двигателя в условиях высоких температур на опытной партии танков в количестве 10—15 машин.
В течение 1964-1965 гг. в трех округах БВО, ТуркВО и ДВО провели опытную эксплуатацию установочной партии из девяти танков ПТ-76БМ, изготовленной в мае 1964 г. на ВгТЗ, с доработанными многотопливными двигателями В-6М мощностью 176кВт (240 л.с.). В ходе эксплуатации данных машин было выявлено, что запас хода танков при использовании бензинов А-66 и А-72 оказался меньшим на 20-35% (из-за не полной выработки остатков топлива в баках) по сравнению с запасом хода на дизельном топливе. Это потребовало дальнейшей доработки топливной системы. Тем не менее, применение автомобильных бензинов и авиационных керосинов наряду с дизельным топливом по 1/3 части от общего срока работы обеспечивало двигателю и танку пробег до капитального ремонта (700 ч).
Постановка дымовой завесы танком ПТ-76Б с использованием ТДА.
59 Более подробное описание этого типа боевых машин будет приведено в разделе «Телеуправляемые танки».