Схема развития легких танков в первом послевоенном периоде.
Условные обозначения: |
|
— машины серийного производства | |
— машины опытного производства | |
— период производства | |
* Танки с ракетным оружием |
Поэтому в середине 1946 г. было принято решение танки довоенной постройки (Т-37, Т-38, Т-26 и БТ) списать с учета материальной части военных округов Дальнего Востока с последующей разборкой их на запчасти. При этом часть исправных танков Т-37 и Т-38 (без башен) в количестве 137 машин передали Министерствам энергетики и лесной промышленности. Исправные двигатели разбираемых малых плавающих танков предполагалось использовать для ремонта автомобилей ГАЗ-М, эксплуатировавшихся в Вооруженных Силах, а корпуса, башни и другие неисправные агрегаты и детали отправили в Главвторчермет как металлолом. Из машин военного года выпуска танки Т-60 по выходу в капитальный ремонт без снятых, пригодных к использованию агрегатов и оборудования, также передавались в Главвторчермет. Аналогичным образом поступили и с Т-70, с тем лишь исключением, что снятые с них двигатели, годные агрегаты и запчасти использовали для поддержания в исправном состоянии парка самоходных установок СУ-76М. Кроме того, 11 танков Т-70 в 1946-1947 гг. передали Войску Польскому и Министерству общественной безопасности Польши согласно их заявке.
Необходимость наличия на вооружении Красной Армии (с февраля 1946 г. - Советской Армии) легких танков возникла после окончания Великой Отечественной войны в связи с изменением характера ведения боевых действий бронетанковыми и механизированными войсками как в условиях применения ядерного оружия, так и обычных средств поражения. В такой обстановке наступление, являвшееся основным видом боя, должно было вестись в высоких темпах и на значительную глубину обороны противника. При этом возросло число и объем специальных и вспомогательных задач, для решения которых привлечение средних и тяжелых танков из-за снижения ударной силы частей и подразделений было нецелесообразно. Кроме того, их использование для выполнения такого рода задач приводило к быстрому износу материальной части, из-за увеличения пробега и дополнительного расхода моторесурса машин.
Таким образом, армия нуждалась в многоцелевом легком танке, предназначавшемся для решения специальных задач — разведки, охранения, связи, форсирования водных преград вплавь для захвата плацдармов и важных объектов в глубине обороны противника, прикрытия флангов, проведения морских десантных операций и т.п. Для выполнения этих задач новый легкий танк должен был обладать амфибийностью (плавучестью).
В начале 1946 г. КБ завода № 112 «Красное Сормово» выступило с инициативным предложением о разработке легкого плавающего танка массой 10—12 т, вооруженного спаренной установкой из 76,2-мм танковой пушки обр. 1943 г. и 7,62-мм пулемета СГ-43, монтировавшейся во вращающейся башне. Машина имела противопульную броню, обеспечивавшую защиту от бронебойных пуль 12,7-мм пулемета «Браунинг», и оснащалась дизелем мощностью 110 кВт (150 л.с.). Однако предложение, направленное в Наркомат транспортного машиностроения, поддержки не получило.
В то время среди военных руководителей, научных работников, а также руководящего состава заводов танковой промышленности не было единого мнения относительно целесообразности придания свойств амфибийности легкому танку. Одни специалисты полагали, что поскольку время работы легких танков на плаву несравнимо меньше времени их эксплуатации на суше, то не следовало усложнять и удорожать конструкцию машины за счет ее герметизации и введения устройств, обеспечивавших движение на воде. Другие, основываясь на боевом опыте форсирования водных преград во время Beликой Отечественной войны, считали отказ от амфибийности легких танков совершенно недопустимым.