Оглавление

Содержание

SuRuPzWg1134.jpg

Прежде чем продолжить публикацию цикла статей «Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг.» и перейти к рассмотрению легких танков, хотелось бы выразить искреннюю благодарность и огромную признательность за понимание проблем и участие в данной работе руководству НТК ГАБТУ МО РФ, 38 НИИ МО РФ, кафедры «Колесные и гусеничные машины» Санкт-Петербургского политехнического университета, Музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке, Музея Уралвагонзавода, старейшему сотруднику отрасли, бывшему начальнику отдела научно-технической информации ВНИИТрансМаш И.В. Баху, Генеральному директору — главному конструктору ОАО «УКБТМ» В.Б. Домнину, ветерану ОАО «УКБТМ» Э.Б. Вавилонскому, директору — главному конструктору ООО «ГСКБ «Трансдизель» B.C. Мурзину, бывшему главному конструктору ОАО «Банаултрансмаш»А.С. Калюнову, заместителю директора - главного конструктора ОАО СКБ «Турбина» Н.Ф. Строкову, бывшему начальнику сектора главных специалистов ВНИИТрансМаш по заводам отрасли В.В. Поликарпову, ветерану ВгТЗ Ю.М. Сорокину, бывшему главному конструктору танкового КБ Уралвагонзавода, заместителю председателя НТК ГБТУ генерал-майору ИТС в отставке Л.Н. Карцеву, полковникам в отставке Г.Б. Пастернаку, П.И. Кириченко и М.М. Усову, а также Е.И. Прочко, А.Ю. Хлопотову, С.В. Устьянцеву, Д.Г. Колмакову, А.Н. Кощавцеву, М.Н. Свирину, С.В. Поддубному, И.С. Зиннатуллину, С. Нетребенко и многим другим сотрудникам предприятий отрасли.

Параллельно с выпуском очередных номеров с последующими главами мы посчитали необходимым начать публикацию всех опубликованных материалов цикла на сайте http://otvaga2004.narod.ru с исправлением допущенных опечаток и уточнением отдельных данных. Полагаем, что это позволит ознакомиться максимальному количеству читателей с объективными и достоверными материалами, освящающими непростую историю развития отечественных бронированных машин в период с сентября 1945 г. до конца 1965 г.

Считаем необходимым сообщить, что параллельно с подготовкой текущих статей продолжается планомерная работа над следующим циклом статей «Отечественные бронированные машины 1966— 2000 гг.». Публикация этих материалов также пройдет в журнале «Техника и вооружение».

С уважением, М.В. и И.В. Павловы.

1.1. Легкие танки

Легкие танки, находившиеся на вооружении Красной Армии и использовавшиеся в первые годы Великой Отечественной войны для непосредственной поддержки пехоты в бою, к концу 1943 г. оказались неспособными (вследствие недостаточной огневой мощи и противопульной броневой защиты) в изменившихся условиях ведения боевых действий противостоять немецким средним и тяжелым танкам. Поэтому с 1944 г. выпуск легких танков Т-70 был прекращен. Находившиеся в строю на советско-германском фронте легкие танки стали применяться для ведения разведки и выполнения раз-

личных вспомогательных задач. Для этого они должны были обладать характеристиками подвижности, значительно превышавшими аналогичные показатели средних и тяжелых танков. Однако во время войны подвижность отечественных легких танков находилась, в лучшем случае, на уровне средних танков.

После окончания войны в бронетанковых и механизированных войсках Красной Армии имелось достаточное количество как довоенных малых плавающих танков Т-37 и Т-38, легких танков Т-26 и БТ различных модификаций, так и легких танков Т-60 и Т-70, выпущенных в годы войны. Так, например, на 1 января 1946 г. численность танков Т-60 и Т-70 составляла, соответственно, 606 и 1502 машины, a T-37 и Т-38, Т-26 и БТ - 450, 1455 и 1091 танк. Легкие танки Т-60 и Т-70, в основном, были сосредоточены в западных военных округах, а танки Т-37, Т-38, Т-26 и БТ - в военных округах Дальнего Востока и находились или в войсках, или на ремонтных заводах и складах. Большая часть этих машин требовала различных видов ремонта, однако вследствие израсходования всех имевшихся запасов агрегатов и запасных частей он не производился.

Содержание

Оглавление