Оглавление

Содержание

ТНА-2 «Сетка» также позволяла определять текущие координаты местоположения и дирекционный угол движущейся машины. Она дала возможность водить отдельные машины и колонны в заданном направлении, прокладывать колонные пути, получать схемы маршрута, а также осуществлять топографическую привязку боевых порядков. Принципиальным отличием ТНА-2 от ТНА «Янтарь-Трасса» являлось отсутствие в ней курсопрокладчика, что существенно упростило данную аппаратуру, уменьшило ее размеры и массу.

Точность работы ТНА-2 определялась среднеарифметическими относительными ошибками выработки координат х и  у. Величина этих ошибок обычно не превышала 1,3% от величины пройденного пути в течение 3-3,5 ч движения. В наземной навигационной аппаратуре использовался принцип преобразования полярных координат в прямоугольные.

В состав ТНА-2 входили гироскопический курсоуказатель ГПК-52, датчик пути, координатор, пульт управления, два указателя курса (в зависимости от типа машины мог устанавливаться один указатель курса) и преобразователь ПТ-200Ц11.

Гирокурсоуказатель (датчик курса) ГПК-52 предназначался для измерения углов поворота и выработки дирекционного угла движущегося танка и передачи его в координатор. Датчик пути служил для непрерывного измерения скорости движения танка и пути, проходимого машиной. Координатор осуществлял непрерывное вычисление координат положения танка и дирекционного угла. Указатели курса дублировали показания шкалы грубого отсчета дирекционного угла координатора. Один указатель курса устанавливался на щитке механика-водителя, другой — у командира. Преобразователь ПТ-200Ц11 питал электрической энергией элементы ТНА.

В середине 1960-х гг. во ВНИИ «Сигнал» приступили к разработке следующей модели ТНА, получившей наименование ТНА-3 «Квадрат», предназначавшейся для решения тех же навигационных задач, что и ТНА-2. Кроме того, ТНА-3 могла работать в режиме встроенного контроля, обеспечивавшего проверку функционирования системы и точности решения навигационных задач. Отличительной особенностью аппаратуры ТНА-3 по сравнению с аппаратурой ТНА-2 являлось применение импульсных счетно-решающих устройств.

В комплект аппаратуры входили курсовая система «МАЯК» (гирокурсоуказатель, пульт управления и преобразователь тока ПТ-200Ц11), механический датчик скорости, координатор и указатель курса. Благодаря наличию вакуумного гироскопа с повышенной частотой вращения ротора и системы обогрева гирокамеры курсоуказатель системы «МАЯК» имел более высокую точность по сравнению с ГПК-52 и КМ-2. Эта навигационная аппаратура устанавливалась на командирских танках уже во втором послевоенном периоде.

Производство танковой навигационной аппаратуры было налажено на Свердловском заводе точной механики (СЗТМ), а с 1961 г. — на Саратовском агрегатном заводе.

SuRuPzWg1131.jpg SuRuPzWg1132.jpg
Гирокурсоуказатель ГПК-52. Координатор ТНА-2.
 

Опознавательные знаки и условные номера танков

С окончанием Великой Отечественной войны и войны с Японией все названия танковых колонн, личностные названия и лозунги, нанесенные на боевых машинах, были закрашены в связи с переходом на однотонный защитный цвет хаки, а обозначения (нумерация) машин приведены в соответствие с требованиями Боевого устава бронетанковых и механизированных войск Красной Армии 1944 г., который действовал до 1959 г.

В соответствии с Боевым уставом танковых войск Советской Армии (рота, взвод, боевая машина), введенного в действие приказом Главнокомандующего Сухопутными войсками Маршалом Советского Союза А. Гречко в 1959 г., для облегчения распознавания боевых машин в бою их условные обозначения по сравнению с обозначениями, использовавшимися в Боевом уставе 1944 г., практически не изменились. На боевые машины наносились:
- опознавательный знак соединения (части), устанавливавшийся старшим начальником, который периодически менял его. Опознавательный знак наносился на правой стороне башни танка левее условного номера, а на левой стороне - правее его;
-  условный номер, устанавливавшийся командиром соединения, который представлял собой трехзначное число. Для нанесения условных номеров командир соединения выделял каждой части сто номеров. Условный номер наносился на борта и корму башни.

Летом опознавательный знак и условный номер наносились белой краской, зимой - красной (черной). Размер опознавательного знака составлял по высоте 25-30 см, ширина его устанавливалась пропорционально высоте.

Размер цифр условного номера составлял: по высоте 30-40 см, ширине - 2/3 высоты, толщине - 1/6 высоты. Первая цифра условного номера соответствовала номеру батальона, вторая - номеру роты, третья - номеру машины в роте.

Аналогичным образом опознавательные знаки и условные номера наносились на самоходно-артиллерийских установках — на боковых и кормовых листах броневой рубки и на бронетранспортерах -на верхних бортовых и кормовых листах корпуса.

SuRuPzWg1133.jpg

Танк Т-54 обр. 1949 г. с условным номером, нанесенным в соответствии с требованием Боевого устава 1959 г.

Содержание

Оглавление