В октябре-декабре 1950 г. танк Т-34-85 с опытным комплектом ТНА прошел испытания на НИИБТ полигоне. Результаты испытаний подтвердили высокую надежность аппаратуры и соответствие ее характеристик предъявленным ТТТ. Однако недостаточная экранировка и блокировка искрящих цепей привела к невозможности ведения радиосвязи из-за помех. Кроме того, установка оборудования ТНА, имевшего большие габариты, привела к сокращению боекомплекта на 12 выстрелов (боеукладка в нише башни) и 6 магазинов к пулемету ДТ (справа в носовой части корпуса), ухудшила условия работы механика-водителя, радиста-пулеметчика, а также заряжающего, который, помимо выполнения своих обязанностей, одновременно должен был обслуживать дополнительную аппаратуру. По этим причинам первый комплект ТНА не рекомендовали для использования в бронетанковых и механизированных войсках.
|
||
Размещение ТНА в танке Т-34-85. НИИБТ полигон (1950 г.). | Курсопрокладчик КП-2М1 ТНА «Янтарь-Трасса». | Гирокурсоуказатель КМ-2. |
Комплект доработанной ТНА, 1955 г. | Установка гирополукомпаса ГПК-48 в отделении управления танка. |
По заключению комиссии, дальнейшая доработка и совершенствование ТНА производились по следующим направлениям: максимальное уменьшение габаритов всех приборов с сохранением боекомплекта танка и устранением неудобств в работе экипажа; замена штатного прибора МК-4 другим, позволявшим с большей точностью производить отсчеты; улучшение ТТХ курсопрокладчика при движении танка со скоростью свыше 40 км/ч при углах подъема (спуска) более 25°, при температуре окружающего воздуха выше 35°С при скорости поворота танка более 22 град./с.
Совершенствование ТНА продолжалось в течение 1952—1955 гг. в НИИ-5 ГАУ (в 1953 г. ААН была упразднена), к которому в 1955 г. подключился ВНИИ «Сигнал» (г. Ковров), образованный в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 19 ноября 1954 г. В результате совместной работы летом 1955 г. была создана малогабаритная ТНА, которую после проведения испытаний и необходимых доработок приняли на вооружение под наименованием «Янтарь-Трасса». Она предполагалась для оснащения командирских танков Т-54К и командно-штабных машин.
ТНА «Янтарь-Трасса» обеспечивала непрерывное определение координат местоположения и указание дирекционного угла движущегося танка в делениях угломера, а также нанесение на топографическую карту пройденного пути. Таким образом, с ее помощью могли решаться три вида навигационных задач:
- определение координат местонахождения танка и его дирекционного угла;
- вычисление текущего направления на заданный пункт назначения и расстояния до этого пункта;
- вычисление координат наблюдаемых объектов и целей.
В комплект аппаратуры «Янтарь-Трасса» входили гироскопический курсоуказатель КМ-2 «Янтарь AM», датчик пути, курсопрокладчик КП-2М1 «Трасса М», преобразователь ПМ-3, мотор-генератор МГ-12 и пульт управления.
Гирокурсоуказатель КМ-2 предназначался для измерения углов поворота машины и выработки ее дирекционного угла. Датчик пути служил для определения скорости движения танка и передачи ее в курсопрокладчик. Курсопрокладчик КП-2М1 обеспечивал вычисление координат местоположения танка, его дирекционного угла и отображение на карте пути движения машины. Питание гиромотора курсоуказателя трехфазным переменным током частотой 220 Гц и напряжением 65-75 В осуществлялось от преобразователя ПМ-3, а мотор-генератор МГ-12 обеспечивал счетно-решающие элементы аппаратуры переменным током частотой 500 Гц и напряжением 110 В.
На линейных танках для выдерживания заданного направления при движении в сложных метеоусловиях, ночью и при преодолении водных преград в отделении управления с 1956 г. устанавливался гирополукомпас ГПК-48, замененный впоследствии ГПК-59.
Во второй половине 1950-х гг. во ВНИИ «Сигнал» разработали усовершенствованный вариант танковой навигационной аппаратуры ТНА-2 «Сетка», которая с 1959 г. монтировалась в командирских танках Т-55К и Т-10МК, а с 1963 г. - в Т-62К.