Таблица 55. Основные технические характеристики танковых стартеров |
|||||
СТ-16 |
СТ-16М |
СТ-700 |
СТ-713 |
СГ-10** |
|
Тип |
Постоянного тока с последовательным возбуждением |
Постоянного тока со смешанным возбуждением |
|||
Привод |
Автоматически расцепляющийся механизм |
Фрикционная муфта свободного хода |
Шестеренчатый редуктор с храповиковой муфтой |
||
Мощность, кВт (л.с.) |
11 (15) |
11 (15) |
11 (15) |
11 (15) |
15 (20) |
Напряжение, В |
24 |
24 |
24 |
24 |
48 |
Частота вращения вала якоря, мин-1 |
1100 |
1100 |
1100 |
1100 |
— |
Рабочий ток, А |
700—800 |
700—800 |
800—1000 |
700—800 |
2000 |
Направление вращения* |
Левое |
Правое |
Левое |
||
Отношения числа зубьев шестерни к числу зубьев венца маховика |
1:9,5 |
1:13,8 |
1:15,2 |
1:12,4 |
1:8,58 |
Крутящий момент, нм (кгм) |
187,2 (19) |
187,2 (19) |
187,2 (19) |
187,2 (19) |
196 (20) |
Масса стартера, кг |
45 |
44 |
48 |
48 |
70 |
Реле стартера |
РСТ-16 |
РСТ-15А |
РС-400 |
РС-400 |
РСГ-10М |
* Со стороны привода.
** В стартерном режиме.
По распоряжению Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике от 9 апреля 1960 г. в КБ омского завода №174 был создан опытный образец системы электропитания на переменном токе для перспективного танка. В состав системы вошли генератор переменного тока Г-60 с гидрообъемным приводом постоянной скорости, регулятор напряжения РН-63, корректор напряжения КН-63, выпрямительный блокТВ-63, блок защиты генератора и блок контактов. Номинальная мощность системы составляла 16 кВт, напряжение питания — 208 В, частота питающего тока - 400 Гц. В том же году опытную систему электропитания смонтировали в танке Т-54 («Объект 605») и провели заводские испытания. Предполагалось, что в дальнейшем при обеспечении регулирования частоты с необходимой точностью и разработке системы электрооборудования с потребителями переменного тока она получит широкое распространение в боевых машинах различного назначения. Кроме того, применение гидрообъемной передачи для привода генератора позволяло перейти на систему гидростартера с гидропневматическими аккумуляторами и тем самым значительно сократить количество АКБ. Однако дальнейшие работы в этом направлении прекратились из-за трудностей, связанных с вопросами регулирования напряжения и частоты генератора переменного тока.
Значительной модернизации в послевоенный период подверглись щитки контрольно-измерительных приборов, устанавливавшихся у механика-водителя. Начиная с танка Т-55, вместо щитка механика-водителя и щитка приборов стал монтироваться распределительный щиток механика-водителя.
Центральные щитки приборов механика-водителя танков ИС-4 (слева) и Т-10. | Центральный щиток приборов механика-водителя танка ПТ-76 (слева) и щиток приборов механика-водителя танка Т-54 обр. 1948 г. | ||
Щиток приборов механика-водителя танка Т-54 позднего выпуска (слева) и распределительный щиток механика-водителя танка Т-55. | Распределительные щитки механика-водителя танков Т-62 (слева) и «Объект432». |
Большие изменения претерпели приборы наружного освещения и сигнализации. Вместо автомобильной фары начали использовать танковую фару ФГ-12Б с одной двухнитьевой лампой, которую вскоре сменила фара ФГ-26 (разборная, с посеребренным рефлектором), а затем полуразборная фара ФГ-10 (ФГ-102). На фарах устанавливались светомаскировочные устройства (СМУ). На танке Т-62 применили герметичные фары ФГ-127 и ФГ-125 более совершенной конструкции, габаритные фонари ГСТ-64, фонари внутреннего освещения ПМВ-61 и КМТ-64, новое вращающееся контактное устройство ВКУ-330-1 герметичного исполнения, рассчитанное на подключение большего числа цепей. Начиная с опытного танка «Объект 430», в системе электрооборудования нашли широкое применение штепсельные разъемы, обеспечивавшие повышение технологичности сборки и ремонта электрооборудования, а также вместо выключателей и плавких предохранителей стали широко применяться автоматы защиты сети АЗС, а затем АЗР.
Вращающиеся контактные устройства ВКУ-27 (слева) и ВКУ-330-1. | |||||||
Слева направо: автомобильная фара танка Т-54 обр. 1948 г.; | Танковая фара ФГ-10; | Танковая фара ФГ-102 со СМУ; | Танковая фара ФГ-127 со СМУ. | Габаритные фонари ГСТ-49 (слева) и ГСТ-64. |