Оглавление

Таблица 54. Основные технические характеристики танковых генераторов

Параметры

Г-73

Г-74 Г-731А

Г-5

Г-6,5

СГ-10**

Тип

Постоянного тока с параллельным возбуждением

Мощность, кВт

1,5

3,0

1,5

5,0

6,5

10

Напряжение, В

28

28

28

28

28

28

Максимальный ток, А

51—59

110—130

51—59

180

230

360

Частота вращения вала якоря, мин-1

3500

3500

1350—3500

3000—6500

3600—5750

Тип соединения

Эластичная муфта

Гидромуфта

Сцепляющий механизм

Направление вращения*

Правое

Передаточное отношение от коленчатого вала двигателя

1:1,75

1:1,75

1:1,75

1:3,11

1:3,08

1:1,905

Масса, кг

45

48

44

46

46

70

Марка реле-регулятора

РРТ-24, РРТ-30

РРТ-31М, Р-5

РРТ-30

Р-5М

Р-10Т

Р-10ТМ

* Со стороны привода. " В генераторном режиме.

Увеличение мощности танковых генераторов было достигнуто за счет повышения начальной частоты вращения обмоток возбуждения и, соответственно, сужения диапазона рабочих частот вращения вала якоря генератора. Так, например, у генератора Г-5 рабочий диапазон частоты вращения вала якоря по отдаче полной мощности равнялся 2, у генератора Г-10 он уменьшился на 25%. Сужение диапазона привело к ухудшению работы системы электроснабжения, что было связано со значительным превышением скоростного диапазона двигателя танка над рабочим диапазоном генератора. Поэтому на пониженных частотах вращения коленчатого вала двигателя генератор практически не обеспечивал питания потребителей и зарядку АКБ. Кроме того, применение стартер-генератора СГ-10 в танках значительно усложнило схему стартер-генераторного комплекта за счет наличия переключающих устройств и снизило общую надежность работы, что в дальнейшем потребовало проведения ряда НИОКР.

В 1964 г. ОКБЭ МТЗ передали в состав НИИД (отдел №10). В связи с этим функциональные обязанности НИИД значительно расширились в части проведения НИОКР со сторонними НИИ, КБ и вузами. В НИИД под руководством ПА Сергеева изготовили макеты и провели исследования бесконтактных генераторов постоянного тока высокого напряжения с жидкостным охлаждением, стабильной частотой вращения и внешним трансформаторно-выпрямительным блоком для зарядки аккумуляторных батарей. Опытные образцы таких генераторов (Г-60 и Г-63) были исследованы в лабораторных условиях и прошли испытания в танках на НИИБТ полигоне.

Из постоянных источников тока, устанавливавшихся в танках в конце войны, АКБ 6СТЭ-128 заменили на АКБ 6СТЭН-140М - большей емкости и улучшенной конструкции. В конце 1950-х гг. разработали новую АКБ 12СТ-70 сухозаряженного исполнения напряжением 24 В. Эти АКБ испытали в опытном среднем танке «Объект 430». По сравнению с предыдущими АКБ они имели меньшую емкость, но обладали лучшими стартерными характеристиками за счет уменьшенного внутреннего сопротивления. В режиме стартера с помощью реле РСТ-10М происходило переключение четырех АКБ с 24 на 48 В.

SuRuPzWg1092.jpg SuRuPzWg1093.jpg SuRuPzWg1090.jpg SuRuPzWg1094.jpg SuRuPzWg1095.jpg SuRuPzWg1096.jpg
Аккумуляторная батарея 6СТЭН-140М емкостью 140 А-ч. Аккумуляторная батарея  дКБ  12СТ-70 емкостью 70 А-ч. Электроинерционный стартер ИС-9. Стартер СТ-700 мощностью 11 кВт. Стартер СТ-713 мощностью 11 кВт Стартер СТ-16М мощностью 11 кВт.

В освоении и постановке на производство АКБ 6СТЭН-140 и 12СТ-70 принимали участие специалисты ВНИИ-100, Научно-исследовательского аккумуляторного института (НИАИ), Ленинградского аккумуляторного завода (ЛАЗ) и НИИ стартерных аккумуляторов (НИИСТА).

В системах электропуска двигателей серийных танков широкое распространение получили электрические стартеры прямого действия СТ-700, СТ-713, СТ-16 и СТ-16М, которые имели большую мощность и требовали применения аккумуляторных батарей большей емкости. Электроинерционные стартеры (ИС-9), применявшиеся в тяжелых танках периода Великой Отечественной войны, позволяли использовать аккумуляторные батареи меньшей емкости и массы. Кроме того, в этих стартерах предусматривался добавочный привод для раскрутки маховика вручную в аварийных случаях. Однако инерционные стартеры были весьма сложными и дорогими в производстве, а поэтому не нашли широкого распространения в послевоенных танках. В связи с переносом АКБ в отделение управления надежность пуска двигателей серийных танков несколько снизилась. Это было связано с большим удалением АКБ от электростартера и падением напряжения в соединительных проводах. С установкой воздушного компрессора и возможности постоянной подзарядки воздушных баллонов системы воздухопуска двигателя система электропуска из основной перешла в разряд вспомогательной.

В конце 1950-х — начале 1960-х гг. развернулись работы по системам электроснабжения и электропуска, которые проводились комплексно, то есть разрабатывалась вся система, включавшая электрическую машину, реле-регулятор, фильтр и пусковую аппаратуру для стартер-генераторов. Регуляторами напряжения занимались в НИИД совместно с Военной академией бронетанковых войск. Впоследствии работы по регуляторам напряжения передали в СКБ «Ротор» (г. Челябинск), но по отдельным направлениям они продолжались и в НИИД.

Большое количество различных по роду тока и напряжению потребителей электроэнергии, а также необходимость повышения надежности системы электроснабжения привели к необходимости более широкого применения в танках переменного тока. НИР, выполненные во ВНИИ-100 и ряде других организаций отрасли, показали, что при переходе на энергоснабжение переменным током с напряжением 115 В и частотой 400 Гц можно получить большой выигрыш в габаритах и массе потребителей, а также в мощности источников электроэнергии, поскольку преобразование переменного тока в постоянный производилось статическими преобразователями со значительно большим КПД.

Оглавление