Необходимо отметить, что при разработке послевоенных танков американскими специалистами большое внимание уделялось унификации узлов и деталей ходовой части, а также вопросам удобства проведения ремонтных работ. Так, например, опорные катки имели два основных типоразмера — для легких и средних машин. В случае увеличения массы машины добавлялось соответствующее число опорных катков. Использование разъемных опорных катков обеспечивало в случае повреждения какой-либо детали катка (бандажа, обода, диска) возможность быстрой ее замены без демонтажа или замены всего узла в целом. А в процессе эксплуатации английских танков «Центурион» и «Чифтен» предусматривалась разборка опорных катков и перемена местами наружных и внутренних дисков с целью обеспечения равномерного износа резиновых массивов и продления срока их службы.
Достижение высокой проходимости некоторых зарубежных танков обеспечивалось небольшим средним давлением на грунт и хорошим сцеплением гусениц с грунтом за счет использования широких гусениц с развитыми грунтозацепами. Учитывая опыт Второй мировой войны, на западногерманском танке «Леопард-1» и французском АМХ-30 среднее давление на грунт было существенно снижено по сравнению с другими зарубежными машинами. Так, например, величина среднего давления на грунт у танка АМХ-30 составляла 75,5 кПа (0,77 кгс/см2).
Широкое распространение на всех послевоенных американских машинах и западногерманском танке «Леопард-1» получили гусеницы с РМШ (сайлетблочные) параллельного типа и со средней связью. Характерной особенностью гусеницы танка «Леопард-1»являлось применение принципиально нового способа крепления соединительных скоб на пальцах трака. Концы пальцев и отверстия в скобах были выполнены восьмигранными, скоба имела сквозную прорезь, соединявшую отверстия; зазоры в восьмигранном соединении выбирались за счет упругой деформации скобы при сжатии прорези стяжным болтом (момент затяжки — 314 Нм, или 32 кгс×м).
Гусеницы с РМШ в зависимости от назначения выполнялись с каркасными обрезиненными траками, имевшими резиновую или стальную подошву, и металлическими траками. Для боевых действий ставились гусеницы с металлическими грунтозацепами. Для передвижения по усовершенствованным дорогам применялись каркасные гусеницы с резиновыми подошвами или гусеницы с металлическими траками, оборудованными резиновыми подушками. Ресурс таких гусениц составлял 3500-6500 км и ограничивался износом подошвенной части трака. С целью увеличения долговечности был разработан трак со съемными башмаками, применение которых позволило увеличить ресурс гусеницы до 6500-8000 км (за счет замены башмаков по мере их износа).
На американском легком танке М41 и среднем японском тип 61 применялись гусеницы с РМШ последовательного типа (траки между собой соединялись с помощью восьмигранного пальца). К тракам крепились съемные резиновые подушки.
Наряду с гусеницами с РМШ на некоторых американских легких танках и САУ применялись ленточные гусеницы. Эти гусеницы были установлены на опытном танке Т95, шестиствольной САУ М50 «Онтос» и САУ М56 «Скорпион». Ленточная гусеница САУ М50 собиралась из пяти секций. Каждая секция состояла из двух армированных резиновых лент прямоугольного сечения, на которые монтировались детали отдельных звеньев, связывавших эти ленты в секцию гусеницы. Конструкция гусеницы являлась достаточно сложной, состоявшей из большого количества деталей (в число деталей комплекта входило около 2400 болтов). На английских танках «Центурион», «Конкэрор» и французском АМХ-13 использовались мелкозвенчатые гусеницы с ОМШ, а на танках «Чифтен», Pz61, АМХ-30 и Strv-103А - мелкозвенчатые гусеницы с ОМШ и съемными резиновыми подушками. Срок службы гусениц с ОМШ не превышал 1500-2000 км.
РМШ гусеницы танков M46 и М60. |
РМШ гусеницы танка «Леопард-1». | |
Трак с РМШ гусеницы со съемным резиновой подушкой танка М41 (США). | Звено гусеницы с ОМШ танка «Чифтен». |
Таблица 53. Основные характеристики элементов ходовой части зарубежных танков
Характеристики |
США |
ФРГ |
Великобритания |
Франция |
Швеция |
||
М60А1 |
М551 |
«Леопард-1» |
«Чифтен» |
АМХ-30 |
АМХ-13 |
Strv-103В |
|
Масса танка, т |
49,7 |
15.83 |
40 |
54,8 |
36,0 |
15,0 |
39,0 |
Масса ходовой части, т |
10,8 |
4,27 |
9,2 |
13,0 |
** |
2,89 |
** |
Среднее давление на грунт. кПа (кгс/см2) |
78.5 (0,8) |
48 (0,49) |
85,3 (0,87) |
88,3 (0,9) |
74.5 (0.76) |
71,6(0,73) |
88,2 (0,97) |
Ширина колеи, мм |
2920 |
2345 |
2700 |
2720 |
2530 |
2160 |
2480 |
Длина опорной поверхности, мм |
4374 |
3812 |
4410 |
4957 |
4160 |
3119 |
** |
Подвеска |
|||||||
Тип |
Механическая, индивидуальная, торсионная |
Механическая. пружинно-балансирная |
Механическая, индивидуальная, торсионная |
Индивидуальная, пневматическая, управляемая |
|||
Ход первого опорного катка, мм: |
|||||||
динамический |
206 |
180 |
280 |
159 |
186 |
130 |
324* |
статический |
114 |
** |
128 |
83 |
92 |
100 |
219* |
Амортизатор, тип |
Гидравлический, телескопический |
Гидравлический |
|||||
Модуль жесткости первой подвески, Н/см (кгс/см) |
3240 (330) |
** |
2260 (230) |
3240 (330) |
** |
1020 (104) |
** |
Опорный каток |
|||||||
Тип |
Двускатный, с резиновыми шинами и съемными дисками |
Односкатный, с резиновой шиной, разборной конструкции |
Двускатный, с резиновыми шинами, со съемными дисками |
||||
Материал дисков катка |
Алюминиевый сплав |
Сталь |
Алюминиевый сплав |
** |
Сталь |
||
Наружный диаметр катка, мм |
660 |
711 |
660 |
787 |
636 |
636 |
650 |
Масса, кг |
125 |
** |
115 |
200 |
** |
** |
** |
Средняя статистическая нагрузка Н (кгс) |
40710(4140) |
15700(1600) |
29800(3040) |
44830 (4560) |
35300(3600) |
14700(1500) |
47900 (4870) |
Ресурс, км |
6400 |
** |
6000—8000 |
** |
** |
** |
** |
Ведущее колесо |
|||||||
Тип |
Двухрядное, со съемными венцами |
Однорядное |
Двухрядное, со съемными венцами |
||||
Число зубьев |
11 |
11 |
12 |
12 |
13 |
17 |
14 |
|
Направляющее колесо |
||||||
Тип |
Двускатное, с резиновыми шинами, со съемными дисками |
Двухрядное, с металлическими ободами |
Двускатное, с резиновыми шинами, со съемными дисками |
Двухрядное, с металлическими ободами |
Двускатное, с резиновыми шинами, со съемными дисками |
Однорядное, с металлическим ободом |
Двухрядное, с металлическим ободом |
Диаметр, мм |
660 |
** |
660 |
** |
600 |
** |
400 |
Механизм натяжения гусениц |
|||||||
Тип |
Механический, кривошипно-винтовой с компенсирующим устройством |
Гидравлический, кривошипный |
Механический, кривошипно-винтовой |
Механический, кривошипно-червячный |
Механический, эксцентриковый |
Механический, кривошипно-червячный |
Гидравлический |
Поддерживающий каток |
|||||||
Тип |
Двускатный, с резиновыми шинами, стальной |
- |
Односкатный |
Двускатный, с резиновыми шинами |
Односкатный, со стальным ободом |
Односкатный, с резиновой шиной |
Односкатный |
Диаметр, мм |
340 |
- |
220 |
275 |
250 |
195 |
|
Гусеница |
|||||||
Тип трака |
Стальной, штампованный, полностью обрезиненный |
С металлической беговой дорожкой и асфальтоходными подушками |
Стальной, литой, полностью обрезиненный |
Стальной, литой со съемными асфальтоходными подушками |
Стальной, литой |
Стальной, штампованный, с несъемными асфальтоходными подушками |
|
Шарнир |
РМШ |
ОМШ |
|||||
Зацепление |
Цевочное |
||||||
Ширина, мм |
710 |
445 |
550 |
610 |
570 |
350 |
670 |
Шаг, мм |
176 |
** |
160 |
157 |
160 |
122 |
** |
Число траков в гусенице, шт. |
80 |
51 |
84 |
97 |
83 |
86 |
88 |
Масса, кг |
2670 |
** |
1970 |
2350 |
1500 |
565 |
** |
Ресурс, км |
6000 (с заменой 4 комплектов подушек) |
4000—6400 |
6000 (с заменой 4 комплектов подушек) |
2000 |
2000—3000 |
** |
2000 |
* Остальных: 2-, 3-го - 182/198, 4-го - 292/196 мм.
** У авторов нет данных.